Негосударственные судебно-экспертные учреждения

В УПК РФ закреплена возможность проведения экспертных исследований в негосударственном судебно-экспертном учреждении (п. 60 ст. 5 УПК РФ), а также содержится императивное предписание об обязательном разъяснении руководителем такого учреждения соответствующему эксперту его прав и ответственности (ч. 2 ст. 199 УПК РФ). В свою очередь, ч. 2 ст. 41 Закона о судебно-экспертной деятельности распространяет некоторые положения данного закона на деятельность негосударственных судебно-экспертных учреждений. Из этого следует, что судебно-медицинская экспертиза может производиться вне ГСЭУ лицами, обладающими специальными медицинскими знаниями, но не являющимися государственными судебно-медицинскими экспертами.

Впервые определение негосударственного судебно-экспертного учреждения дано в п. 2 постановления Пленума ВС РФ от 21.12.2010 № 28 "О судебной экспертизе по уголовным делам": "Под негосударственными судебно-экспертными учреждениями следует понимать некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом “О некоммерческих организациях”, осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами".

Негосударственные судебно-экспертные учреждения не образуют единой системы, не имеют научно-методических и координационных центров, не связаны с ГСЭУ. Несмотря на то что процессуальный и федеральный законы уравнивают статус негосударственных и ГСЭУ, какая-либо регламентация их деятельности, как на законодательном, так и ведомственном уровне, полностью отсутствует, как и не существует каких-либо установленных требований к работающим в них экспертам[1].

Иные (негосударственные) судебно-экспертные учреждения – это учреждения (организации), осуществляющие производство экспертиз в основном по заказам юридических и физических лиц на договорной основе. В настоящее время деятельность таких организаций законодательно не регламентирована. Поскольку следователь вправе привлечь в качестве эксперта любое лицо, обладающее необходимыми специальными знаниями, то он может поручить производство судебной экспертизы негосударственному судебно-экспертному учреждению и (или) эксперту (экспертам) такого учреждения (организации) или неэкспертных учреждений (организаций), включая частных экспертов. В последние годы практика обращения следователей и судов в негосударственные судебно-экспертные учреждения и к негосударственным судебно-медицинским экспертам возросла. Нередко к ним обращаются участники процесса (в основном для оспаривания результатов экспертизы, проведенной в ГСЭУ).

Полученные ими документы именуются заключениями специалистов. Следователь, а затем суд вправе приобщить такое заключение к делу, если сочтут его имеющим значение, и тогда оно будет выступать в качестве иного документа и в смысле ст. 84 УПК РФ может использоваться для оценки заключения судебной экспертизы или назначения повторной экспертизы.

Основанием поручения производства судебно-медицинской экспертизы в негосударственном судебно-экспертном учреждении или негосударственным судебно-медицинским экспертом чаще всего является наличие сомнения у подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, сторон и других участников процесса в беспристрастности и объективности государственных судебно-медицинских экспертов ГСЭУ.

Основным видом деятельности негосударственных судебно-экспертных учреждений является судебно-экспертная деятельность, о чем говорится в учредительных документах учреждения. В этом и состоит главное отличие негосударственного судебно-экспертного учреждения от неэкспертного учреждения (организации).

Согласно ст. 17 Федерального закона от 08.09.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" на осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем судебно-экспертной деятельности лицензии не требуется. Однако для осуществления производства разных родов (видов) судебно-медицинских экспертиз, за исключением экспертиз но материалам уголовных и гражданских дел, требуется лицензия на осуществление медицинской деятельности.

Негосударственные судебно-экспертные учреждения, в штате которых есть судебно-медицинские эксперты, производят судебно-медицинские экспертизы и экспертные исследования преимущественно но материалам гражданских и уголовных дел, делам об административных правонарушениях. И лишь отдельные из них имеют необходимое лабораторное оборудование для производства высокотехнологичных видов экспертиз, например установление кровного родства в случаях спорного отцовства и др. На долю негосударственных экспертных учреждений приходится незначительное число судебно-медицинских экспертиз.

Как правило, сроки производства судебно-медицинских экспертиз в этих учреждениях гораздо меньше, чем в ГСЭУ, поскольку загруженность экспертов значительно ниже и очереди практически отсутствуют. При большом поступлении материалов на экспертизу дополнительно могут привлекаться судебно-медицинские эксперты из числа лиц, не состоящих в штате негосударственного судебно-экспертного учреждения.

Лицо, не являющееся штатным работником негосударственного судебно-экспертного учреждения, приобретает процессуальный статус эксперта при условии поименования его в постановлении (определении) о назначении судебно-медицинской экспертизы и исключительно при наличии согласования его кандидатуры с лицом (органом), назначившим судебную экспертизу.

При поручении производства судебно-медицинской экспертизы лицу, не являющемуся государственным судебно- медицинским экспертом, в постановлении (определении) о назначении экспертизы указываются фамилия, имя, отчество эксперта, сведения о его образовании, специальности, стаже работы и занимаемой должности.

В случае производства судебно-медицинской экспертизы в негосударственном судебно-экспертном учреждении лицом, ее назначающим, выясняются сведения, касающиеся профессиональных данных судебно-медицинского эксперта, в постановлении (определении) о назначении экспертизы указывается наименование негосударственного судебно-экспертного учреждения, а также фамилия, имя, отчество эксперта. Указанные в постановлении (определении) о назначении экспертизы персональные данные судебно-медицинского эксперта могут стать основанием для его отвода при условии выявления заинтересованности, служебной и иной зависимости, а также некомпетентности эксперта.

Процессуальное законодательство предусматривает возможность поручения производства судебно-медицинской экспертизы как судебно-экспертному учреждению, так и конкретному эксперту или экспертам. При этом назначение и производство судебно-медицинской экспертизы юридическому лицу, не имеющему статуса экспертного учреждения, процессуальным законодательством не предусмотрено, а потому недопустимо.

Из этого следует, что лицо, являющееся работником такого неэкспертного учреждения (организации) и производившее судебно-медицинскую экспертизу, но не указанное поименно в постановлении (определении) о ее назначении, процессуальными правами, предусмотренными ст. 57 УПК РФ, не обладает. Следовательно, такое заключение эксперта будет оценено как полученное с нарушением процессуального закона и признано недопустимым доказательством (ст. 75 УПК РФ).

Понятие негосударственного судебно-экспертного учреждения принципиально отличается от статуса коммерческих организаций, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли и распределение ее между участниками обществ. В контексте процессуального и федерального законодательства понятие негосударственного судебно-экспертного учреждения может толковаться исключительно как некоммерческая организация, созданная целевым путем для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебных экспертиз. Под такое определение попадают как собственно учреждения (государственные и частные), так и иные организации, не носящие коммерческий характер, но созданные специально для содействия в обеспечении потребностей судопроизводства за счет применения специальных знаний (общественные организации, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства и т.д.)[2].

В качестве примера негосударственного судебно-экспертного учреждения можно привести "Некоммерческое партнерство судебно-медицинских экспертов", созданное РЦСМЭ и другими ГСЭУ Москвы и Санкт-Петербурга. Высококвалифицированные судебно-медицинские эксперты из числа профессоров и научных сотрудников, преподавателей кафедр судебной медицины выполняют сложные судебно-медицинские экспертизы и экспертные исследования по постановлениям и определениям следственных и судебных органов, а также по обращениям юридических и физических лиц, но запросам адвокатов.

Несмотря на то что в Законе о судебно-экспертной деятельности ничего не говорится о правах и обязанностях руководителя негосударственного судебно-экспертного учреждения, па него могут быть распространены многие права и обязанности руководителя ГСЭУ. Руководитель негосударственного судебно-экспертного учреждения вправе требовать от лица (органа), назначившего экспертизу, возмещения расходов, связанных с производством судебной экспертизы.

Что касается ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, то если эксперт был о ней предупрежден, он несет ее персонально, вне зависимости от того, является ли он работником негосударственного судебно-экспертного учреждения или частным экспертом.

Руководитель негосударственного судебно-экспертного учреждения согласно договору, заключаемому на производство судебной экспертизы, обычно несет имущественную ответственность за некачественное экспертное заключение. Подписывая сопроводительные документы, он знакомится с ОГЛАВЛЕНИЕм заключения эксперта и если считает выводы эксперта неверными или необоснованными, поступает так же, как и руководитель ГСЭУ.

Если судебно-медицинская экспертиза производилась в негосударственном судебно-экспертном учреждении, то подписи судебно-медицинских экспертов удостоверяются печатью этого учреждения.

Если судебно-медицинская экспертиза назначается лицу, работающему в неэкспертном учреждении, то разъяснение прав и обязанностей эксперту, предупреждение его об ответственности за дачу заведомо ложного заключения производит лицо (орган), назначившее судебную экспертизу.

Руководители неэкспертных учреждений, в том числе и государственных (например, ректор медицинского вуза), работникам которых поручена судебно-медицинская экспертиза, не обладают теми же правами, что и руководители ГСЭУ и негосударственных судебно-экспертных учреждений. В этом случае работники неэкспертных учреждений (например, преподаватели кафедр судебной медицины) действуют как частные эксперты от своего имени и не вправе выполнять судебно-медицинскую экспертизу на бланках с реквизитами юридического лица по основному месту своей работы.

Поручение и проведение судебно-медицинской экспертизы коммерческой организацией или государственным образовательным учреждением, не имеющими статуса судебно-экспертного учреждения, является нарушением процессуального законодательства, влекущим признание заключения эксперта недопустимым доказательством.

Предупреждение судебно-медицинского эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения оформляется подпиской, которая включается в текст заключения эксперта, оформляется и подписывается экспертом после окончания производства судебно-медицинской экспертизы. Таким образом, фактическая постановка подписи эксперта и дата, указанная в подписке, предупреждающей об уголовной ответственности, не соответствуют друг другу. Данное обстоятельство указывает на грубейшее нарушение ст. 195, 199 УПК РФ, лишающее заключение эксперта доказательственного значения.

Подписка о предупреждении эксперта об уголовной ответственности содержится в виде бланка в конце процессуальной формы постановления о назначении судебной экспертизы. Судебно-медицинский эксперт, производящий экспертизу вне экспертного учреждения, должен поставить свою подпись до начала экспертизы – в тот момент, когда ему следователь вручает постановление о назначении экспертизы.

Если следователь поручает производство судебно-медицинской экспертизы ГСЭУ или негосударственному судебноэкспертному учреждению, то он поручает его руководителю отобрать у судебно-медицинского эксперта подписку.

Если судебно-медицинской эксперт участвует в судебном заседании, в котором назначается судебно-медицинская экспертиза, подписка может быть оформлена путем внесения соответствующей записи в протокол судебного заседания, которая должна быть удостоверена подписью.

На практике подписка государственных или негосударственных судебно-медицинских экспертов приводится в самом заключении эксперта с указанием должностей, фамилий экспертов, данных о том, когда и кем поручено производство судебно-медицинской экспертизы, кем разъяснены их процессуальные права и кем предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, с указанием даты и подписи эксперта.

Передача судом своих функций по выбору негосударственного судебно-медицинского эксперта, проверке его компетенции, разъяснению ему процессуальных прав и ответственности на руководителя не экспертного учреждения (организации) недопустима.

В случае поручения производства экспертизы лицу, не работающему в судебно-экспертном учреждении, разъяснение прав и обязанностей, предусмотренных ст. 57 УПК РФ, является обязанностью и прерогативой суда, принявшего решение о назначении экспертизы.

Таким образом, судебно-медицинская экспертиза может быть произведена как в ГСЭУ, так и негосударственном судебно-экспертном учреждении, как государственными судебно-медицинскими экспертами, так и негосударственными из числа лиц, обладающих специальными медицинскими знаниями, в том числе частными экспертами.