Неформальные коммуникации

Неформальные каналы коммуникаций в организациях часто называют ложными слухами. В то время как многие авторы полагают, что информация, передаваемая но системе "ложных слухов", неточна, по крайней мере один исследователь придерживается мнения, что от 75 до 95% такой информации — корректно. К тому же неформальные каналы обычно передают информацию быстрее, чем формальные, и играют важную роль в распределении организационных задач.

В одном из последних исследований офисных сплетен только 14% опрошенных сказали, что редко прибегают к слухам. Остальные заявили, что распространяют слухи либо часто, либо иногда. Большинство тем, по которым распространялись слухи, были связаны с работой; среди наиболее часто обсуждаемых тем были названы изменения в бизнесе и офисные интриги. 57% опрошенных объяснили свое участие в распространении сплетен тем, что только таким образом можно было узнать, "что происходит на самом деле".

Неформальные сообщения также называют по-другому: задания, не относящиеся к работе, социальные коммуникации или поддерживающие коммуникации. Иногда сообщение может распространяться по командной цепочке и при этом оставаться неформальным. Это особенно верно тогда, когда тема сообщения не относится к данной организации или данной работе. Примерами могут служить ситуации, когда работники разного уровня обсуждают темы, не связанные с работой, по время игры в гольф или на пикнике.

Распространенной формой неформальных коммуникаций является управление, основанное на выходах в народ, и "виноградная лоза" (в источниках можно встретить иное название этого явления: "виноградная гроздь", иногда просто "гроздь", но это определение относится к одной из форм передачи информации по неформальным каналам, в то время как понятие "лоза" охватывает все виды неформальных связей).

Управление, основанное на выходах в народ, или обходы производственных участков, позволяет менеджерам получать информацию "из первых рук", без искажения, в оперативном режиме, построить более человеческие отношения с подчиненными, получить представления об их проблемах, проверить реакцию на принимаемые решения (обеспечить обратную связь), "провентилировать" отношение к предполагаемым изменениям.

"Виноградная лоза" — это неформальная коммуникативная есть организации, формирующаяся в низшем звене и существующая наряду с формальной сетью. Чем меньше информации поступает к работникам по официальным каналам, тем интенсивнее развивается "виноградная лоза".

Цепочки лозы могут быть такими:

— однонаправленные (информация передается последовательно от одного работника другому);

— сплетни (от одного — многим);

- вероятностные (новость распространяется случайным образом);

— гроздь (информация передается нескольким сотрудникам, а некоторые из них также передают информацию нескольким).

Известна формула психолога П. В. Симонова:

Э = П(Н-С),

где Э — эмоциональная напряженность в коллективе; П — потребность в информации; Н — необходимая информация; С — имеющаяся информация.

Согласно этой формуле, эмоциональная напряженность в коллективе поставлена в прямую зависимость от разницы между необходимой и предоставляемой информацией: чем ближе эта разница к нулю, тем спокойнее и работоспособнее коллектив, тем ниже эмоциональная напряженность, меньше оснований для появления слухов и неформальных групп.

В табл. 5.1 приведем данные, показывающие источники информации работников, которые используются в ФРГ.

Таблица 5.1. Источники информированности работников предприятия ФРГ

Источник информации

Доля информации, получаемой из этого источника, %

Непосредственный руководитель

60

Заводской журнал

4

Совет предприятия и производственное собрание

21

Циркулярные письма и доска объявлений

25

Коллеги из своего или "чужого" подразделения

22

Неформальные источники (слухи, случай и т.д.)

4

Прочие источники

8

В одном из исследований, проведенном в США, работников попросили определить "официальный" коммуникационный канал, используемый их работодателем. Респонденты назвали такие каналы (табл. 5.2).

Таблица 5.2. Формальные каналы, используемые руководством американской компании

Канал

Опрошенные, указавшие этот канал, %

Информационный бюллетень

71

Доска объявлений

10

Электронная почта

43

Регулярные встречи всей компании

36

Другое (записки, другие встречи и т.д.)

36

Отсутствие канала

14

Если на немецком предприятии заботу об информировании работников взяло на себя руководство, причем информация доводится в процессе непосредственного общения, то на американском предприятии предпочитают более формальные и "обезличенные" каналы передачи информации.