Лекция 1. Наука как способ познания мира

Из содержания данной главы учащиеся получат представление о том, что такое философия науки в общем и целом, какой она является на сегодняшний день. Эта область философского знания развивается и изменяется, осваивая и обобщая результаты, получаемые в различных областях науки. Делается в ней это именно с философской точки зрения, т.е. посредством выявления значения научных знаний для обогащения мировоззрения человека, понимания им мира и самого себя, овладения общими принципами организации и осуществления теоретической и практической деятельности в различных областях человеческой жизни и культуры. В главе излагаются, прежде всего, характерные черты научного знания, - так что, да простит нас читатель "за каламбур", - он будет знать достаточно хорошо, что оно, научное знание, собой представляет, уметь понимать не поверхностно, - так сказать, "в духе народной этимологии", по ассоциации с общеупотребительными значениями приведенных выражений, - ОГЛАВЛЕНИЕ характерных черт научного знания. Например, "воспроизводимость" правильно понимается только с учетом основополагающего принципа ceteris paribus - при прочих равных условиях. "Выводимость" подразумевает совместное выполнение логических преобразований и вычислений. "Доступность для обобщений и предсказаний" означает распространение действия научного результата на все явления соответствующей предметной области не только "во временном смысле". "Проверяемость" предполагает доступность научного утверждения для попыток его опровержения, пусть и при надежде на его подкрепление (ведь если какое-то утверждение согласуется с любым исходом проверки, то это равносильно отсутствию проверяемости). Разумеется, только посредством сопоставления характерных черт научного знания с ОГЛАВЛЕНИЕм собственных исследований аспиранты и соискатели в процессе своей работы по избранной теме могут понять ОГЛАВЛЕНИЕ этих черт и их универсальную применимость. Далее, в главе подробно рассматривается взаимосвязь философии и истории науки с ее современным состоянием. Очевидно, изучить и знать философию науки по-настоящему нельзя без связи философских формулировок с научным материалом. Будущие специалисты в областях различных наук и инженерно-технического творчества научаются в определенной степени умению использовать философские знания для более полного и методичного осмысления получаемых ими результатов. Вместе с этим укрепляется их собственное достоинство как специалистов и происходит овладение тем, что можно назвать "продуктивным синтезом" научного и философского мышления. Что касается знания собственно материала философии науки, для читателя становится более видимым то обстоятельство, что, - как и вообще в познании, - мы и здесь имеем два тесно связанных друг с другом компонента: эмпирический уровень, представленный историей науки, и теоретический уровень, представленный философией науки. Тем более что далее в главе рассматриваются вопросы, касающиеся взаимосвязи эмпирического и теоретического уровней самого научного познания.

Основное ОГЛАВЛЕНИЕ данной главы дает читателю знания в области основных методов науки. Это позволит ему в дальнейшем уметь ориентироваться во множестве разнообразных методов и овладеть, - конечно, на определенном уровне, - методологическими принципами, в том числе и в его собственной предметной области. Рассмотрение методов идет в определенном порядке. Оно начинается с наблюдения, т.е. целенаправленного изучения и фиксирования данных об объекте, взятом в его естественном окружении. Затем идет рассмотрение эксперимента, где мы имеем дело с объектом, находящимся в специально созданных, точно фиксируемых и контролируемых исследователем условиях. Далее идет рассмотрение моделирования, в котором, - вместо объекта, по-прежнему остающегося целью нашего познания, - изучается его модель, т.е. другой объект, естественный или искусственный. Особое внимание уделяется информационному моделированию, в котором моделью является специально составленная компьютерная программа. Наконец, подробно рассматривается метод формализации, в котором мы отвлекаемся и от самого объекта, и, в той или степени, от содержания имеющегося знания о нем, и от содержания понятий и других форм мышления, посредством которых это знание выражается, а изучение объекта продолжается посредством изучения формы знания об объекте, представленного на искусственном, формализованном языке.

Читатель, можно надеяться, будет знать, что имеет место преемственность в развитии методов научного познания; уметь рационально их использовать, с учетом преимуществ и ограничений каждого из них и имеющихся ресурсов; в определенной мере, - особенно при подкреплении изучения содержания методов сопоставлением со своей научно-исследовательской работой, - приобретет навыки выбора того или иного метода. Кроме того, описанный порядок представления методов подчеркивает, опять-таки, взаимосвязь историко-научного и философско-научного компонентов области, называемой "философия науки".

В главе подробно освещается связь качественных, сравнительных и количественных научных понятий и рассматриваются философско-методологические вопросы проблемы измерения. Знание этого материала позволит читателю улучшить его умение пользоваться научными понятиями, отличающими "язык научной прозы" от естественного языка. Подробно излагаются также проблемы обоснования теоретических знаний и ОГЛАВЛЕНИЕ и особенности процедур объяснения и предсказания. Это позволяет читателю лучше представлять себе и знать ОГЛАВЛЕНИЕ процесса получения научных знаний, в котором основной "логический костяк" образует гипотетико-дедуктивная схема развития научного знания. Все отмеченные ранее черты научного знания предстают здесь в комплексном, живом, наглядном виде.

Завершающий параграф главы посвящен критериям выбора теории, которые, естественно, органически связаны с характерными чертами научного знания.

В целом, по мнению авторов учебника, данная глава позволяет читателю (в первую очередь аспиранту и соискателю) получить общее знание о современной философии науки, уметь, при усвоении этого знания, должным образом воспользоваться им в своей научной работе и выработать навыки ее философско-методологического осмысления.