Наука как социальный институт

Являясь когнитивно-социальной деятельностью, субъект которой является коллективным по своей сущности, наука с самого начала своего существования приобрела статус особой социальной системы, для которой самоидентификация и утверждение себя в таком качестве имели первостепенное (жизненное) значение. Это было обусловлено не только спецификой профессиональной деятельности ученого, успешное овладение которой требовало значительных затрат времени и особых навыков исследователя. Для закрепления, охранения и воспроизводства своих целей и интересов сообщество ученых должно было оформиться в особую социальную организацию.

Первоначальной формой существования науки как социального института была такая ее организационная единица, как "школа": школа "писцов" при религиозных храмах Египта, мистико-математическая школа Пифагора, натурфилософские школы древнегреческих философов (Фалеса, Анаксагора, Гераклита, Демокрита, Парменида и др.), философско-этические школы софистов и Сократа, академия Платона, ликей Аристотеля, школы стоиков и эпикурейцев, школа геометров Древней Греции, научные школы Александрии (Евклид, Птолемей и др.). Начиная со Средних веков основной организационной формой науки как социального института становятся университеты. Особенно бурный период их укрепления в Европе приходится на период позднего Средневековья: Парижский - 1160 г., Оксфордский - 1167 г., Кембриджский - 1209 г., Падуанский - 1222 г. и др. Однако начиная с XVII в. возникает и начинает активно развиваться параллельно университетам такая новая и более крупная форма социальной организации науки, как национальные академии наук (Лондонское Королевское общество - 1660 г., Парижская академия наук - 1666 г., Берлинская академия наук -1700 г., Петербургская академия наук -1724 г. и т.д.). В XVIII - XIX вв., когда наука стала уже востребованной в качестве существенного фактора общественного прогресса, возникает множество новых и весьма разнообразных организационных форм науки - таких как профессиональные научные сообщества (по областям наук и дисциплинам), инженерные (политехнические) и естественно-научные высшие учебные заведения, профессиональные научные журналы, научные лаборатории, а в конце XIX в. возник промышленный сектор науки (научные подразделения в составе крупных заводов, фирм, концернов, отраслей производства и т.п.). В XX в. возникает уже целый ряд международных научных организаций и объединений (институтов, ассоциаций, академий, журналов, научных фондов и т.д.). А сегодня вполне правомерно говорить о существовании и развитии науки как глобального социального института современного человечества. Он представлен не только увеличивающимся числом различных международных научных объединений и организаций (в том числе аккредитованных при ООН и ЮНЕСКО), международных научных исследований, в которых задействованы финансы и ученые из разных стран (например, проект "Геном человека" или ядерные исследования в ЦЕРНЕ), но и такой глобальной сетью научных коммуникаций, как Интернет. Начиная с XIX в. наука как социальный институт существует уже не только в виде добровольных общественных организаций ученых, действующих на основе своих уставов, но и как юридически легитимированный субъект с законодательно оформленными интересами, правами и обязанностями. Сегодня все более очевидным становится тот факт, что социальное бытие науки в виде особого социального института отнюдь не является чем-то внешним для успешного (или менее успешного) осуществления научно-познавательной деятельности. Это связано не только с необходимостью огромного финансового (и шире - материального) обеспечения современных научных исследований, эффективностью организационного и управленческого контроля за деятельностью больших коллективов ученых, но и с природой самого научного познания. Как уже отмечалось, ОГЛАВЛЕНИЕ научного знания отнюдь не определяется целиком и полностью (т.е. однозначно) исследуемым объектом. Научное познание имеет принципиально субъект-объектный характер. Творческий вклад субъекта в то или иное видение объекта имеет не менее важное значение, чем ОГЛАВЛЕНИЕ самого объекта научного познания, а межсубъектные когнитивные коммуникации членов научного сообщества и их характер играют порой решающую роль. Это относится не только к выбору наиболее значимых проблем и направлений научного исследования, но и оценке предложенных решений этих проблем, в частности при принятии решения об истинностном статусе тех или иных моделей и теорий. Как история науки, так и анализ положения дел в современной науке убедительно доказывают это.

Вместе с тем характер современной науки свидетельствует, что как социальный институт она отнюдь не представляет собой некую гомогенную структуру, состоящую из абстрактных ученых-единомышленников. Впрочем, в реальной науке такого ее состояния вообще никогда не было и не могло быть в силу конструктивной и творческой природы мышления как главного источника научной истины. Как отмечают многие философы и социологи науки (например, Е. 3. Мирская и др.), современная наука - это не некая монолитная и однородная система, а в существенной степени разнородная и даже противоречивая. Она состоит из ученых и научных коллективов, представляющих различные по своим теоретическим позициям научные школы, традиции, парадигмы, исследовательские программы, теории, отрасли науки, которые не просто различны, а часто противоположны по отстаиваемым в них взглядам и ценностям. Тем не менее современная наука как специфический социальный институт, непохожий на все другие социальные системы, в некотором своем изначальном смысле по-прежнему едина. Скрепами, обеспечивающими это единство, являются базовые цели и ценности науки - объективное знание, научная истина, когнитивное творчество, свобода научного поиска, новое знание, общественная польза и др. Эти базовые ценности играют роль своеобразного аттрактора науки не только как особой системы знания, но и особого социального института. Именно они направляют эволюцию науки в определенное русло, обеспечивая ее единство как в прошлом, так и в настоящем, несмотря на определенные внутренние противоречия между ее отдельными элементами и состояниями в ходе развития.