Научный стиль

Научный стиль обладает всеми особенностями книжного и в то же время имеет ряд характерных черт, заслуживающих изучения.

Традиционно научный стиль включает собственно-научный, учебно-научный и научно-популярный подстили.

Специфика научной речи в значительной мере определяется внеязыковыми факторами. Основное назначение научных произведений – изложение полученных путем исследования данных, знакомство читателя с научной информацией, что обусловливает монологический характер языка науки. Информативная функция научного стиля отражается в его жанровом своеобразии: он представлен научной (монографии, статьи, рефераты), а также учебной и справочной литературой. Несмотря на разницу содержания и назначения жанров, их объединяет характер научного мышления: его главнейшей формой является понятие, а языковым выражением мышления служат суждения, умозаключения, следующие одно за другим в строгой логической последовательности. Это определяет такие черты научного стиля, как отвлеченность и обобщенность; в нем структурно выражена логичность изложения.

Отвлеченность и обобщенность речи в первую очередь проявляется в лексике: почти каждое слово в научном тексте обозначает не конкретное, а общее понятие или абстрактное явление. См., например: Береза хорошо переносит морозы (слово береза здесь указывает на породу дерева, а не на единичный предмет, конкретное дерево). В художественной речи то же самое слово получает конкретное значение:

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, словно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой...

(С. Есенин)

Научная речь не только отбирает из языка слова с общим и отвлеченным значением, но и изменяет значение общеупотребительных слов в соответствии со своими принципами. Например, у многих глаголов в научной речи ослабляется лексическое значение, а его конкретный смысл стирается и обобщается. Такие глаголы превращаются в своеобразные связки, которые могут соединять любые понятия, оформляя различные научные сообщения. К ним относятся глаголы служить, считаться, характеризовать и др.: Драматический диалог служит средством изображения всей окружающей... среды (из работы В. В. Виноградова о стиле пушкинских произведений); ср.: Служить бы рад, прислуживаться тошно (А. Грибоедов). Так происходит изменение, приспособление значения общеупотребительных слов к задачам научной речи.

Лексика научного стиля включает три основных пласта: общеупотребительные слова (знание, работа, один, сто, изучать, сначала, по-прежнему и т.п.); общенаучные (исследование, экспериментальный, анализировать, формулировать, дистанционный, беспрецедентный и др.) и узкоспециальные термины (синтаксис, молекула, летальный исход, интерференция и т.д.). Отличительными особенностями терминов являются системность, точное определение (дефиниция), тенденция к однозначности в пределах своего терминологического поля, стилистическая нейтральность, отсутствие экспрессии.

Терминологическая лексика составляет ядро научного стиля, это наиболее существенный признак языка науки. Такие слова, обозначая строго научные понятия, образуют терминологическую систему той или иной отрасли знания, где близкие значения передаются соответствующими терминами. В частности, лингвистические термины синоним, антоним, омоним, пароним объединяет греческий корень опута – 'имя, наименование'; в терминах омофон, омограф, омоформ элемент омо (от греч. homos) означает 'одинаковый' и подчеркивает системность данных лексических явлений.

Как видим, системность терминов получает языковое выражение в научном стиле. Так, медицинские термины объединяются благодаря одинаковым суффиксам; например суффикс -ит присущ терминам, обозначающим воспалительные процессы (бронхит, аппендицит, гайморит, радикулит, перитонит). Одинаковое суффиксальное оформление имеют названия лекарств (пенициллин, синтомицин, олететрин, фурацилин).

Близки к терминам номенклатурные наименования, которые также употребительны в книжных стилях, в том числе в научном. Номенклатура (лат. nomenclatura – 'перечень, список') представляет собой явление более широкое, чем терминология; к ней относятся наименования таких понятий, предметность которых ярко выражена. Например, в экономике это перечень производимой продукции, названия различных промышленных изделий: марок токарных, фрезерных, строгальных станков; названия моделей пальто, плащей, костюмов; названия марок автомобилей, телевизоров и т.д.

Для научного стиля показательны употребление слов в их точном значении (перенос названий здесь исключается), отказ от эмоционально-экспрессивной лексики (ласкательной, уменьшительной и т.п.), от сниженных, нелитературных слов. Лексические образные средства в научном стиле иногда используются, но весьма целенаправленно: например, сравнения помогают объяснить то или иное явление (Прилив поднимает волны, подобные горам; Льдины стоят, как высокие холмы). В то же время в научно- популярной литературе образность речи достаточно привычна (Ель пошла под сень сосны густым сомкнутым строем; Сосна приютила первых поселенцев ели; Жизнерадостный вид подростка вселяет веру в успех эксперимента (из работы по общему лесоводству)).

Грамматический строй научного стиля также весьма своеобразен. Речь научных сочинений, как правило, носит именной характер, что приводит к количественному преобладанию имен существительных и прилагательных по отношению к глаголу и его формам. См., например, употребление устойчивых оборотов речи с отглагольными именами существительными: оказывать воздействие (= "воздействовать"); подвергаться анализу; делаться возбудителем и т.п. Среди имен существительных выделяются обозначения понятий признака, движения, состояния (слова на -ние, -ость, -ство, -ие, -ко). Используются отыменные имена прилагательные (на -ический, -ительный, -альный и др.), отглагольные существительные и существительные с сочетанием суффиксов. Распространены словосложение (биотоки, электротабло), калькирование, заимствование словообразовательных элементов – суффиксов, приставок (-изм, -ист, анти-, поли-).

Причастия и имена существительные часто заменяют личные формы глагола и инфинитив (решить – решение; формулироватьформулировка).

Точность изложения требует употребления форм множественного числа у имен существительных с вещественным значением (легированные стали; смолы; топлива). Имена существительные в форме единственного числа нередко выступают в обобщенном значении (Налим мечет икру в январе; Липа цветет в июне).

В научной речи используются отыменные предлоги (в течение, в связи, в отношении к..:, в соответствии с...), отглагольные имена существительные, зачастую получающие терминологическое значение (зрительное утомление; управление предложное и беспредложное – в грамматике; бурение, ускорение).

Для научного стиля характерно особое употребление некоторых глаголов: в настоящем времени они получают в тексте вневременное, признаковое значение (Хлорид медленно разлагается; Углерод составляет самую важную часть растения). В научной речи немало глаголов с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица и числа, о чем свидетельствует синонимия структур предложения. Ср., например, идентичные конструкции: перегонку производятперегонка производится; мы можем вывести заключениеможно вывести заключение – выводят заключение. В синтаксисе это явление находит отражение в своего рода "опустошенных" личных предложениях, допускающих замену на безличные, и вообще их опущение (ср. синонимические выражения: мы знаем, что не существует метода... – известно, что не существует метода...не существует метода...).

В научной литературе, особенно в такой, где применяются математические методы, форма будущего времени, по существу, лишена своего обычного грамматического значения и грамматически ослаблена (будет = "есть", "является"): Разделим икс на игрек (ср.: Делим икс на игрек); Число выстрелов будет случайной величиной (является случайной величиной).

Отвлеченность и обобщенность научного стиля проявляются также в особенностях употребления категории вида глагола, в значении видовых форм. Широко используются формы несовершенного вида как сравнительно более отвлеченно-обобщенные по значению, чем формы совершенного вида.

Употребление лица глаголов и личных местоимений обнаруживает ту же закономерность: в научной речи характерно преобладание наиболее отвлеченно-обобщенных по своему значению единиц. Например, практически не используются формы 2-го лица и местоимения ты, вы как наиболее конкретные; ничтожен процент форм 1-го лица единственного числа. В большинстве случаев используются наиболее отвлеченные по значению формы 3-го лица и местоимения он, она, оно.

Еще показательнее особенности употребления этих языковых единиц. Помимо так называемого авторского мы, используемого для выражения "скромности" и ради объективности изложения (как мы доказали; мы исследовали; как нам представляется; мы считаем актуальным и т.п.), местоимение мы вместе с личной формой глагола часто выражает значения разной степени и характера отвлеченно-обобщенности. Сюда относится значение 'мы в совокупности' (я и аудитория; мы с вами)•. Если мы исключим..., то получим..:, Мы приходим к результату..:, Мы можем заключить... и т.п. Характерно, что во всех этих случаях наряду с возможной подстановкой мы с вами не менее вероятным окажется пропуск местоимения при замене личной конструкции безличной или инфинитивной: можно прийти к результату; можно заключить; если исключить; если обозначить и т.д. Таким образом, значение лица оказывается весьма ослабленным, неопределенным, а следовательно, более отвлеченным.

Очень часто в научной речи глаголы используются в неопределенно- личном значении, близком к обобщенно-личному; во многом это зависит от их семантики. В таком случае деятелем может мыслиться любой, всякий, каждый, или же он совершенно неконкретен и неизвестен и даже вообще не может предполагаться (исходя из значения глагола): За такие активные центры принимаются атомы; Законы обыкновенно формулируются...; Бром получают подобно хлору.

Отвлеченность и обобщенность научной речи выражаются в повышенной употребительности имен существительных среднего рода. Это слова с абстрактным значением: движение, количество, явление, отношение, действие, свойство, образование, изменение, распределение, состояние, влияние, значение, определение и пр. Среди имен существительных мужского и женского рода большое место также принадлежит абстрактной лексике: случай, опыт, процесс, вопрос, объем, характер, период, опыт, метод, результат и др.; часть, энергия, форма, сила, величина, масса, деятельность, возможность, потребность и т.д. Отвлеченные имена существительные здесь, как правило, не метафоризируются и выступают в качестве терминов.

Краткие имена прилагательные в научной речи, в отступление от общей закономерности русского языка, служат для выражения не временного, а постоянного свойства предмета: Клетки бедны протоплазмой; Третичные алкоголи... изомерны (ср.: Я беден; Он счастлив – имена прилагательные в краткой форме указывают на временное состояние).

Синтаксис научного стиля также убедительно подтверждает его абстрактность, обобщенность, логичность в выражении мысли, стремление к предельной точности и ясности. Научная фраза отличается структурной полнотой, ярко выраженной союзной связью, разнообразием подчинительных связей, усложненностью синтаксических конструкций и исчерпывающей их завершенностью. Для научной речи характерно преобладание сложноподчиненных предложений, в которых союзы четко отражают причинно-следственные отношения (если... то...; так что; в то время как); той же цели служит употребление местоименно-наречных и союзных слов (и потому; поэтому; следовательно; благодаря этому; в результате этого и др.). Сложносочиненные и тем более бессоюзные предложения здесь менее употребительны.

Безличный характер изложения как отражение объективности научной речи активизирует употребление неопределенно-личных предложений (Порошок помещают в пробирку; Нефть добывают путем...), а также пассивных конструкций (Олово плавится при температуре...; Золото добывается...). В то же время в специфических контекстах, например в политической или юридической сфере, употребление пассивных грамматических структур выступает следствием особой стилистической заданности – стремления завуалировать или вовсе скрыть субъект действия (Меры принимаются; Запись расшифровывается; Вина устанавливается; Дело движется).

Правильный порядок слов в предложениях способствует ясности и точности формулировок. Вместе с тем необычное расположение членов предложения (инверсия) может служить логическому усилению, выделению той или иной части высказывания, поэтому возможны и отступления от стилистически нейтрального порядка.

Особую важность приобретает правильное, четкое выделение абзацев, помогающее подчеркнуть логическую сторону речи. Этой же цели служит и умелое объединение отдельных предложений в сложные синтаксические целые (сверхфразовые единства). Последовательность в развитии мысли отражают вводные слова и словосочетания (во-первых, во-вторых, наконец, итак, таким образом). В то же время синтаксису научной речи чужды вставные предложения и присоединительные конструкции, лишающие высказывание целостности.

Важно отметить, что стройность, логичность, упорядоченность синтаксических построений свойственны всем жанрам научных произведений. Отличие состоит лишь в употреблении терминов, которых больше в монографиях, научных статьях и рефератах. В научно-популярной литературе терминов немного, к тому же они, как правило, дополнительно разъясняются.