Научные подходы в процессе принятия управленческих решений

Научный подход – совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки[1]. На рис. 2.9 представлены научные подходы к решению управленческих задач, которые будут подробно рассмотрены далее.

Рис. 2.9. Научные подходы к решению управленческих задач

Основоположниками системного подхода являются Л. Берталанфи, А. А. Богданов, Г. Саймон, П. Друкер, А. Чандлер[2]. Системный подход – это направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, т.е. рассмотрение объекта как системы (рис. 2.10)[3].

Рис. 2.10. Системный подход

Системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом их постановки. Основные принципы системного подхода[4]:

• целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней;

• иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем – управляющей и управляемой, так что одна подчиняется другой;

• структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры;

• множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом;

• системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы

Инновация (innovation) – это внедренное и востребованное рынком новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации[5].

Инновационный процесс – совокупность последовательно осуществляемых действий по внедрению и применению научных исследований, изобретений, разработок, проектов и т.д. в производственный процесс, в результате которого образуются новые товары, услуги, новая технология, навыки, организационно-управленческие приемы[6]. Инновационный процесс преобразует нововведения из теоретической стадии (разработки) в практическую (применение в конкретных условиях). Выделяют шесть элементов инновационного процесса:

1) зарождение идеи инновации;

2) маркетинг инновации;

3) оценка экономической эффективности инновации;

4) освоение инновации;

5) коммерческая реализация инновации;

6) продвижение инновации[7].

Сущность и характеристики инновационного подхода отражены на рис. 2.11.

Рис. 2.11. Инновационный подход

Инновационный подход ориентирован на развитие экономики на основе активизации инновационной деятельности, т.е. на основе разработки и внедрения новшеств.

Факторы производства и инвестиции должны быть средствами научно обоснованной инновационной деятельности, а не этапами развития экономики

Воспроизводственно-эволюционный подход (рис. 2.12) ориентирован на постоянное возобновление производства объекта для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими (по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке) совокупными затратами на единицу полезного эффекта[8].

Рис. 2.12. Воспроизводственно-эволюционный подход

Комплексный подход – это социально-философский метод социального познания[9]. Он призван обеспечить осмысление социальной действительности не с формальной, технической, процедурной стороны, а со стороны содержательной, качественной, идеологической. Благодаря комплексному подходу мы узнаем, что, где и зачем надо искать. Комплексный подход предусматривает одновременную разработку технических, экологических, экономических, организационных, психологических и других аспектов управления в их взаимосвязи (рис. 2.13).

Рис. 2.13. Аспекты комплексного подхода

Сущность и характеристика комплексного подхода отображена на рис. 2.14.

Рис. 2.14. Комплексный подход

Комплексный подход – это один из типов системного подхода, представляющий собой единство идейно-политического, трудового, нравственного, физического и эстетического воспитания и обеспечивающий всесторонность развития, повышение эффективности воспитания, осуществление функции оптимизации воспитательного процесса[10].

Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента (рис. 2.15).

Рис. 2.15. Нормативный подход

Нормативами функционирования компонентов внешней среды системы менеджмента фирма не управляет, но она должна иметь банк этих нормативов, строго соблюдать (особенно правовые и экологические нормативы) и принимать участие в развитии системы нормативов внешней среды фирмы. Чем больше удельный вес обоснованных и количественно выраженных нормативов по менеджменту, тем выше будет его организованность, уровень автоматизации стратегического планирования и регулирования на всех уровнях управления.

Нормирование – это процесс анализа использования оборотных средств (ОС), разработки, согласования и утверждения нормативов и норм расхода элементов ОС или других oбъeктов[11]. Норма расхода – это максимально допустимое плановое количество сырья, материалов и других элементов оборотных средств на производство единицы продукции (работы) установленного качества в планируемых условиях производства или другие цели[7]. Нормы расхода должны разрабатываться по установленной номенклатуре продукции и видам работ на единой методической основе; периодически пересматриваться и совершенствоваться; учитывать достижения НТП в период внедрения нормы; способствовать максимальной мобилизации внутренних резервов по экономии ресурсов при соблюдении требований к качеству продукции и социальных нормативов.

Сущность глобального подхода заключается в том, что при формулировании и решении большинства проблем обеспечения конкурентоспособности крупных объектов точка обзора должна находиться в глобальной системе, а не на том уровне, где находится анализируемый объект (рис. 2.16).

Рис. 2.16. Глобальный подход

Логический подход (рис. 2.17) основан на отношении к логике как к науке о мышлении. Логический подход состоит из аналитической фазы и фазы планирования[13].

Рис. 2.17. Логический подход

Логический подход основан на следующих принципах:

1) принцип объективности рассмотрения вытекает из материалистического решения основного вопроса философии. Он требует при исследовании всякого объекта исходить из него самого, а не из нашего мнения о нем;

2) принцип всесторонности рассмотрения следует из мировоззренческого принципа всеобщей связи: если предмет представляет собой единство взаимосвязанных сторон, свойств и т.д., если он находится в многочисленных связях с другими предметами, то чтобы познать предмет, необходимо стремиться охватить все эти связи и отношения;

3) принцип историзма требует рассматривать объект в его развитии, самодвижении, изменении;

4) принцип тождества устанавливает требование определенности мышления: в процессе рассуждения, употребляя некоторый термин, мы должны употреблять его в одном и том же смысле, понимать под ним нечто определенное;

5) принцип непротиворечия требует, чтобы мышление было последовательным, т.е. чтобы, утверждая нечто о чем-то, мы не отрицали того же о том же, в том же самом смысле, в то же самое время. Принцип непротиворечия запрещает одновременно принимать некоторое утверждение и его отрицание;

6) принцип исключенного третьего требует не отвергать одновременно высказывание и его отрицание. Высказывания А и не-А нельзя отвергать одновременно, т.е. одно из них обязательно истинно, поскольку произвольная ситуация либо имеет, либо не имеет места в действительности;

7) принцип достаточного обоснования требует, чтобы всякое утверждение было обоснованным, т.е. истинность утверждений нельзя принимать на веру. Если требование этого принципа не выполняется, то утверждения оказываются необоснованными, голословными.

Интеграционный подход подразумевает исследование и усиление взаимосвязей (рис. 2.18). Интеграция означает углубление сотрудничества субъектов управления, их объединение, углубление взаимодействия и взаимосвязей между компонентами системы управления[14].

Рис. 2.18. Интеграционный подход

Применение интеграционного подхода к менеджменту открывает огромные возможности в нахождении новых конкурентных преимуществ фирмы, в совершенствовании систем менеджмента.

Виртуальный подход заключается в применении глобальной сети Интернет и других средств электронной связи с целью формирования виртуальных организационных структур, получения, обработки, использования и передачи информации для удовлетворения соответствующих потребностей, действуя на местном уровне (рис. 2.19).

Рис. 2.19. Виртуальный подход

На основе виртуального подхода в настоящее время создаются виртуальные организации, осуществляется множество сделок и т.д. Виртуальная организация является преимущественно совместной собственностью и стратегическим альянсом, связывающим воедино специфические цели и координированные усилия партнеров.

Основная цель виртуальной организации – объединение ключевых технологий и компетенций для удовлетворения возникшей потребности на рынке.

Стандартизационный подход заключается в установлении стандартных, единых для какой-либо системы (организации, региона, отрасли, страны, мирового сообщества) норм, правил и характеристик с целью обеспечения безопасности, технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости, единства измерений, экономии ресурсов и повышения качества (рис. 2.20).

Рис. 2.20. Стандартизационный подход

Стандартизация (в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании") – это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы на потребителя при решении любых задач (рис. 2.21).

Рис. 2.21. Маркетинговый подход

В настоящее время маркетинговый подход на стадии формирования стратегии объекта применяется редко в связи со значительными трудностями в прогнозировании потребностей потребителей, нежеланием большинства менеджеров и специалистов применять современные методы и подходы.

Функциональный подход – научный подход, рассматривающий совокупность функций, которые необходимо выполнить для реализации целей предприятия (рис. 2.22). После определения таких функций выбирается оптимальный проект, формируется цепочка инновационного процесса, в которой основным критерием эффективности каждого этапа выступают оптимальные показатели основных функций.

Рис. 2.22. Функциональный подход

В рамках функционального подхода система рассматривается исключительно с позиции ее внешнего аспекта. При данном подходе процесс принятия управленческих решений рассматривается как результат взаимодействия системы со средой и как свойство отношения между системой и средой, которая влияет на принятие любого управленческого решения.

Вне этого отношения целостного свойства просто нет. Это очень важное замечание, которое позволяет понять сущность функционального подхода в методологическом, философском плане.

Наблюдая поведение системы, можно установить закономерности в появлении тех или иных реакций (действий) системы, помещенной в среду с некоторыми заданными свойствами, а также определенные связи между различными реакциями системы; провести анализ устойчивости этих связей в зависимости от тех или иных факторов среды, на основе чего можно построить теорию поведения системы, которая может быть использована, например, для предсказания характера действий системы в некоторых заданных условиях или будущего поведения системы.

Функциональный подход особенно интенсивно развивается там, где предмет исследования ограничивается рамками более или менее узкоспециализированного класса задач. В качестве примеров можно привести теорию информации Шеннона, теорию распознавания образов, теорию моделирования процессов обучения и др.

Другая особенность функционального подхода состоит в его комплексности. Комплексность функционального подхода послужила причиной его широкого распространения при изучении экономических явлений, в частности при анализе процессов планирования, учете хозяйственной деятельности предприятий и отраслей. Исследование сложных экономических систем приобрело черты кибернетической науки, оформилось как ее особое направление – экономическая кибернетика. В рамках этого направления стало возможным развить теоретические представления о процессах передачи и переработки информации в экономических системах.

При использовании функционального подхода в процессе принятия управленческого решения за каждой структурной единицей (сотрудник, отдел, управление) закреплен ряд функций, описана область ответственности, сформулированы критерии успешной и неуспешной деятельности. Как правило, горизонтальные связи между структурными единицами слабы, а вертикальные связи но линии "начальник – подчиненный" – сильны. Подчиненный отвечает только за порученные ему функции и, возможно, за деятельность своего подразделения в целом. Функции и результаты работы параллельных структурных единиц его не очень интересуют. Функциональный подход наиболее оптимален в тех случаях, когда весь процесс (или его значительная часть) сосредоточен в рамках одной структурной единицы.

Процессный подход рассматривает общие функции управления как взаимосвязанные. Процесс управления является цепью непрерывных взаимосвязанных действий по стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов, учету и контролю, мотивации, регулированию. В центре его – координация работ. При процессном подходе используется комплекс работ по прогнозированию нормативов конкурентоспособности на основе стратегической сегментации рынка, прогнозирования ценностей объектов, нацеленных на сохранение или достижение конкурентных преимуществ фирмы и стабильное получение достаточной прибыли. Нормативы конкурентоспособности товаров материализуются в сфере производства, а реализуются в прибыли на стадии тактического маркетинга как комплекса работ по тактической сегментации рынка, рекламе и стимулированию сбыта товара. Функции тактического маркетинга выполняются на стадии производства.

Организация процессов – функция управления, комплекс управленческих и производственных процессов по реализации планов. Процессы могут быть основными, вспомогательными и обслуживающими. Основными принципами рациональной организации процессов являются: пропорциональность, непрерывность, параллельность, прямоточность, ритмичность, специализация, универсализация и др.

Структурный подход к проблемам управления – это определение значимости, приоритетов среди факторов, методов, принципов и других инструментов в их совокупности с целью установления рациональности соотношения и повышения обоснованности распределения ресурсов. Соотношение стратегических, тактических и оперативных задач в структуре рабочего дня менеджера высшего звена (руководителя фирмы и его заместителей) рекомендуется принимать равным 6: 2: 2, а в структуре менеджера низшего звена – 1:2:7, т.е. руководители должны больше заниматься разработкой стратегических задач, а мастера – их исполнением.

Значимость факторов достижения конкурентоспособности товара – качества, цены, качества сервиса, затрат у потребителя – должна быть примерно следующей: 4:3:: 2:1, т.е. η распределении ресурсов при формировании стратегий приоритет должен быть отдан обеспечению качества товаров. Прежде чем применить структурный подход, рекомендуется провести структуризацию проблемы, например, построить дерево показателей конкурентоспособности товара.

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией (рис. 2.23). Его суть заключается в следующем:

1) руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления;

2) каждая из управленческих концепций и методик имеет сильные и слабые стороны; руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, как положительные, так и отрицательные;

3) руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию, правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменения одной или нескольких переменных;

4) руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызывали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижения целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.

Конкретные ситуации могут изменяться по следующим признакам:

• по содержанию (техническое, экономическое, политическое, организационное, психологическое и др.);

• виду управленческого решения во времени (стратегическое, тактическое и оперативное);

• ресурсам и способам обеспечения реализации управленческих решений;

• методам реализации управленческих решений.

Ниже приведена схема применения ситуационного подхода на примере разработки стратегии повышения качества товара (цель), которая была разработана в году t, а реализуется в году (t + 3). На рис. 2.23 отображено количество вариантов достижения цели.

Рис. 2.23. Варианты решений при ситуационном подходе

Как видно из рисунка, при разработке стратегии не было единственного варианта достижения цели А. Поэтому на год (t + 1) были разработаны альтернативные варианты достижения одной и той же цели в зависимости от конкретной ситуации на рынке (три варианта). В году (t + 1) при реализации стратегии оптимальным оказался второй вариант. В году (t + 2) при реализации тактического плана повышения качества товара столкнулись с гремя ситуациями, оптимальным оказался третий вариант.

Нормативный подход – это научный подход к управлению инновациями, который заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы инновационного менеджмента: целевой, обеспечивающей, управляемой, управляющей (рис. 2.24). Данный подход в странах с развитой рыночной экономикой во многом основывается на четком представлении о том, что труд в сфере управления неотделим от информации, поскольку он всегда связан с ее добыванием, переработкой, передачей и использованием. В процессе разработки и принятия управленческого решения возникает объективная необходимость упорядочивания и формализации использования информации.

Рис. 2.24. Нормативный подход

Нормы расхода должны:

1) разрабатываться по установленной номенклатуре продукции и видам работ на единой методической основе;

2) периодически пересматриваться и совершенствоваться;

3) учитывать достижения НТП в период внедрения нормы;

4) способствовать максимальной мобилизации внутренних резервов по экономии ресурсов при соблюдении требований к качеству продукции и социальных нормативов.

Нормы расхода сырья и материалов в производстве классифицируются но следующим основным признакам:

• степени агрегации – индивидуальные (на одно изделие) и групповые (вид ресурса на однородную группу выпускаемой продукции);

• степени укрупнения номенклатуры сырья и материалов – специфицированные (по конкретным типоразмерам оборотных средств на всю программу предприятия) и сводные (по группам элементов, без детализации);

• периоду действия – перспективные и текущие.

В нормах расхода на производство продукции учитываются полезный расход элемента оборотных средств, а также технологически неизбежные потери и отходы. В норму не включаются отходы и потери, вызванные отступлением:

• от установленных регламентов, рецептур, технологии, а также вызванные неполадками в организации производства и снабжения;

• от предусмотренного документацией сортамента, требований стандартов и технических условий (ТУ) по качеству элемента оборотных средств;

• расхода элемента оборотных средств, связанного с браком продукции.

Различают следующие методы разработки норм:

1) расчетно-аналитический;

2) опытный;

3) отчетно-статистический;

4 ) экономико-математические.

Поведенческий подход в управлении – образ действий руководителей, опирающийся на изучение типичного поведения подчиненных. Характеристика поведенческого подхода представлена на рис. 2.25.

Рис. 2.25. Поведенческий подход

Целью поведенческого подхода является оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению фирмой.

В реализации данного подхода приоритеты направлены на мотивацию труда. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей фирмы и личных целей. В основе мотивации лежат потребности.

Деловой подход является наиболее комплексным и сложным, так как у каждого свое понимание этого подхода, связанное с индивидуальным характером воспитания и образования. Полнота и глубина практического применения делового подхода при разработке управленческого решения определяется объективными (для лица, принимающего или выполняющего решения) и субъективными факторами. Поскольку деловой подход к решению любых проблем применяют только люди или группа людей, то полнота и глубина его применения (соблюдения) будет определяться внешней средой и человеком (группой).

К объективным факторам, определяющим полноту и глубину применения делового подхода, относятся:

• конкурентоспособность внешней среды (для региона это страна; для организации – страна, регион и отрасль; для специалиста – организация, система образования и т.д.);

• сила конкуренции на данном рынке (рынке труда, товаров, технологий и т.д.);

• качество систем управления на всех уровнях иерархии;

• качество информационных связей (через Интернет и т.д.) организации или физического лица с поставщиками и потребителями;

• качество правового и методического обеспечения процесса разработки и реализации управленческого решения;

• система учета, контроля и мотивации качественного решения;

• система ценностей, организационная культура и миссия организации и др.

Предположим, что специалист и исполнитель не могут оказывать влияние на перечисленные факторы, поэтому они отнесены к объективным факторам. Руководитель организации может оказывать влияние на некоторые перечисленные факторы. В целом качество перечисленных факторов определяется государством.

К субъективным факторам, определяющим полноту и глубину применения делового подхода к управлению, относят: уровень культуры и национальные традиции; системность и логичность мышления человека; деловые качества работника; уровень автоматизации информационного обеспечения и организации управления; систему мотивации и ответственности; темперамент человека (для руководителя, принимающего человека на работу, это субъективный фактор, а для самого конкретного человека – объективный); характер человека; способности человека; целенаправленность личности; эмоциональность человека и др.

Деловой подход – это очень широкое понятие, определяющее качество, эффективность и перспективность деятельности человека, его культуру, профессионализм, обязательность и другие особенности.