Защита прав по договорам, заключаемым вне помещений, приспособленных для постоянной предпринимательской деятельности

Зарождение современного общего европейского потребительского права единогласно приурочивают к Директиве 1985/577 Совета ЕС от 20 декабря 1985 г. о защите потребителя в отношении договоров, заключаемых вне помещений, приспособленных для постоянного осуществления предпринимательской деятельности, т.е. на выставках, на разъездных ярмарках, в местах жительства или работы потребителей. Ее можно назвать одной из самых коротких и, в то же время, чрезвычайно плотных и емких Директив ЕС. Именно ею были впервые признаны: (1) право потребителя в семидневный срок отказаться от заключенной сделки путем направления уведомления об этом, рассчитывая на полный (без каких бы то ни было удержаний!) возврат всей им уплаченной суммы или (если сумма еще не была им уплачена) – на полное освобождение от всех вообще договорных обязательств (ст. 5); (2) обязанность продавца информировать потребителя о наличии у него такого права, причем письменно [!] и до совершения сделки (ст. 4), а также (3) недействительность условий договора об отказе потребителя от данного своего права (ст. 6). EI пусть ст. 1 и 3 весьма сильно урезали область применения Директивы, а ст. 3 разрешала странам-участницам ограничить ее применение только договорами на сумму, превышающую 60 ЭКЮ (впоследствии евро), – это уже неважно! Первый шаг в определенном направлении был сделан, а значит, последующие шаги оставались только вопросом времени. Сегодня рассматриваемый акт отменен Директивой 2011/83 (см. далее).

Защита прав по договорам, заключаемым дистанционным способом

Следующий документ, о котором необходимо сказать несколько слов, – это совместная Директива 1997/7 от 20 мая 1997 г. (с изм. и доп. от 13 ноября 2007 г.) о защите потребителей по договорам, заключаемым дистанционным способом. И она в настоящее время уже юридически не действует – отменена упомянутой, но пока не рассмотренной Директивой 2011/83, – но ее положения сохранили практическое значение до сих пор и продолжают сказываться на содержании как новых наднациональных актов ЕС, так и актов частноправовой унификации. Именно в пей (п. 1 и 4 ст. 2 и приложение к нему) было впервые дано общее определение не только договора, заключенного дистанционным способом (договора между отсутствующими), но и тех средств его заключения, которые могли бы называться средствами дистанционной коммуникации. В их число были включены печатные материалы (с указанием или без указания адреса), стандартные письма, реклама в прессе с формой заказа, каталоги, телефонные вызовы (с участием или без участия человека), радио, видеотелефон, видеотекс с клавиатурой или сенсорным экраном, электронная почта, факсимильные аппараты и даже телевидение. Основной акцент в деле дистанционного заключения договора европейский законодатель перенес на преддоговорные информационные обязанности продавца (ст. 4, 5, 10). Почему? Потому что главной особенностью договора, заключаемого дистанционно, является отсутствие у сторон возможности непосредственного восприятия волеизъявлений друг друга, а у потребителя – возможности непосредственного осмотра товара. Такие особенности многократно увеличивают риск потребительских ошибок в выборе продавца и товара, а также в правильном уяснении себе существа договора. Надлежащее исполнение преддоговорных информационных обязанностей должно было бы сводить к минимуму риск подобных потребительских ошибок. Но если бы несмотря на все меры предосторожности какая-то из ошибок потребителем все-таки была бы совершена – не страшно: ст. 6 предоставляла потребителю уже знакомое нам по Директиве 1985/577 право одностороннего отказа от договора, а п. 1 ст. 12 не позволял потребителю отказаться от него. Срок его существования составлял по общему правилу семь дней (правда, чуть иначе исчисляемых, чем при коммивояжерской продаже), а при нарушении продавцом своих информационных обязанностей продлевался до трех месяцев. Здесь же впервые появились 30-дневные сроки исполнения "дистанционным" продавцом своих обязанностей по передаче потребителю проданного товара, а в случае отказа потребителя от договора – по возврату полученных от него денег (п. 1 и 2 ст. 7).