Лекция 9. Научно-технические ресурсы мирового хозяйства начала XXI века

В главе рассматриваются вопросы, связанные с местом и ролью научно-технических ресурсов в современном мировом экономическом развитии. Анализируется научно-технический потенциал отдельных стран и количественные и качественные факторы, влияющие на него. Рассматриваются основные показатели, характеризующие научно-технические ресурсы национальной экономики. Показано воздействие новых технологий на экономический рост в современной мировой экономике.

Раскрыты место и роль образовательных ресурсов в мировой экономике как совокупности знаний, умений, навыков, необходимых для эффективного функционирования и развития экономики и человеческого общества. Выявлены основные тенденции в усилении или ослаблении роли отдельных стран и их союзов в современном мировом научно-техническом развитии (США, Япония, Европейский союз, Китай, Индия).

Значение научно-технических ресурсов в мировой экономике

Как уже отмечалось в предыдущих главах настоящего учебника, в мировом экономическом развитии начала XXI в. все более существенную, определяющую роль играют инновационные факторы или, иными словами, факторы инновационного обновления. Во всех ведущих странах современного мира создаются предпосылки ускоренного научно-технического развития, формируются национальные инновационные системы, без эффективного функционирования которых невозможно быть конкурентоспособными в глобализирующейся экономике.

Формирование инновационных экономик представляет собой комплексный процесс, который включает целую систему факторов, обеспечивающих новейшие тенденции научно-технического развития, крупномасштабное финансирование разработки и освоения принципиально новых технологий в компаниях частного сектора и государственных научных центрах. В ведущих странах современного мира реализуется научная и инновационная политика, ориентированная на подготовку национальных инновационных систем к "новым" вызовам XXI в. Это требует выбора долгосрочных приоритетов в развитии фундаментальной науки и образования в контексте стоящих перед отдельными странами проблем.

В основу всех инновационных процессов заложены те импульсы, которые задает система современного научного знания и сформированный и развиваемый в обществе образовательный, интеллектуальный потенциал. Внедрение новых технологий в управление и производство оказывает все возрастающее влияние на экономический рост и структуру экономики. Они приводят к изменению (в ряде случаев - кардинальному, существенному) технологических систем, а сдвиги в них вызывают повышение совокупной производительности. Возможности создания и внедрения новых технологий определяются, в первую очередь, наличием у различных стран мира научно-технических ресурсов.

Научно-технические ресурсы и научно-технический потенциал предполагают способность той или иной страны осуществлять у себя научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Научно-технический потенциал представляет собой систему кадровых, материально-технических, финансовых и организационных ресурсов предназначенных для решения стоящих перед страной целей и задач научно-технического и экономического развития.

На научно-технический потенциал страны, его состояние и тенденции развития влияют две группы факторов:

количественные факторы - наличие в стране подготовленных научных исследователей, а также материально-техническое обеспечение НИОКР, прежде всего, объем выделяемых на науку и научное обслуживание финансовых ресурсов;

качественные факторы: система организации НИОКР, приоритеты научных разработок, а также уровень развития научного обслуживания.

К основным показателям, характеризующим научно-технические ресурсы национальной экономики, относятся:

■ доля расходов на НИОКР в ВВП;

■ расходы на НИОКР на душу населения;

■ доля бюджетных ассигнований на НИОКР в общих расходах государственного бюджета;

■ численность специалистов, занятых в науке и научном обслуживании (в том числе и относительно численности населения страны);

■ количество международных премий за выдающиеся научные достижения;

■ индекс цитирования (частота ссылок в научных трудах работ исследователей из данной страны);

■ доля наукоемкой продукции в ВВП и промышленной продукции;

■ доля данной страны на мировом рынке высоких технологий (информационные технологии; технологии, основанные на использовании новых материалов; космические и ядерные технологии).

Вопросы практики. По определению национального научного фонда США,

к наукоёмким относятся отрасли, в которых доля расходов на НИОКР составляет более 3,5%, а доля научного персонала не менее 2,5% (например, авиакосмическая отрасль, приборостроение, электротехника, электроника и др.).

Экономическую эффективность научно-исследовательской сферы можно определить как отношение прироста выпуска наукоемкой продукции к расходам на НИОКР. Другим важным показателем результативности НИОКР является число ежегодно выдаваемых авторских свидетельств на изобретения или патентов. Немалую роль для оценки научных достижений играют Нобелевские премии по различным направлениям исследований.

Таким образом, в настоящее время все большая доля личного и общественного богатства воплощает в себе не материальные условия производства, а знания и информацию, которые становятся основным научно-техническим ресурсом современного производства. Становление современного хозяйства как системы, основанной на производстве и потреблении информации и знаний, началось еще в 50-е гг. XX в., с бурным развитием отраслей образовательных, финансовых и информационных услуг.

Эта тенденция усилилась в последнее десятилетие XX в., что, в частности, нашло отражение в коммерциализации технического прогресса - беспрецедентном росте котировок акций новых высокотехнологичных компаний. Результат этого процесса - своеобразное разделение всей экономики на старую (традиционные материальные блага и услуги) и новую (новые наукоемкие и специализирующиеся на работе с информацией и управлением знаниями компании). И старая, и новая экономика не может устойчиво развиваться без опоры на образовательные ресурсы.

Образовательные ресурсы в мировой экономике - это совокупность знаний, умений, навыков, необходимых для эффективного функционирования и развития экономики и человеческого общества. Условия их использования определяются состоянием национальной экономики, то есть состоянием среды, в которой используются эти ресурсы. Государство управляет или регулирует процесс создания и использования образовательных ресурсов, представляющий собой постоянное совершенствование законов, принципов, методов, органов управления образованием.

Образовательные ресурсы формируют образовательный потенциал страны, который в условиях глобализации экономики оказывает воздействие на образовательные процессы в других странах и регионах мира и способствует формированию глобальных образовательных ресурсов на базе Интернет. Развитая инфраструктура Интернет предоставляет такие возможности, как охват широчайшей аудитории (не только национальной, но и международной); оперативное обновление информации; использование непосредственных ссылок на другие ресурсы Интернет; широкое распространение информации о существовании ресурса с помощью информационно-поисковых систем сети Интернет.

Образовательные ресурсы способствуют развитию образовательных услуг, которые являются специфическим продуктом, обладающим такими особенностями, как высокий уровень непрерывного взаимодействия экспортера и импортера, массовый характер обучения и обслуживания, одновременность производства и потребления услуги.