Научно-образовательные ресурсы

В современной Сети также широко представлены практически все научно-образовательные жанры – как традиционные, так и абсолютно новые, нс известные человечеству до изобретения Интернета. Это научные и учебные издания (монографии, сборники, отдельные статьи, пособия, справочники, учебники, задачники, практикумы, словари, сборники документации, рефераты, лабораторные работы и т.д.) в привычном, печатном виде (в оцифрованной форме), а также аналогичные виды научно-образовательной информации, которые функционируют только в компьютерном виде (интерактивные учебники и учебные курсы, гипертекстовые справочники и энциклопедии, сетевые компьютерные тренажеры и системы онлайнового и офлайнового тестирования, компьютерные симуляторы и виртуальные лаборатории, электронные библиотечные системы (ЭБС) и тематические реферативно-аналитические базы данных и т.д.). Помимо этих относительно традиционных для современного образовательного процесса видов и форм обучающих технологий, в Интернете в последние годы интенсивно развиваются инновационные виды информационного взаимодействия, которые начинают также использоваться для решения задач обучения: дискуссионные клубы и вебинары, образовательные блоги и вики-проекты, ответы экспертов и консультантов, информация, предоставляемая поисковыми машинами, запросы в фактологические базы данных и ответы на запрос, онлайн- и офлайн телеконференции (в том числе видео- и аудиоконференции) и т.д. В Интернете получили свое дальнейшее развитие особые формы организации и ведения образовательного процесса с помощью компьютера, которые наиболее активно разрабатывались в последние десятилетия: система управления обучением (англ. LMS – Learning Management System) и система управления учебными ресурсами (англ. CMS – Course Managemanl System), также виртуальная образовательная среда (англ. VLE – Virtual Learning Environment). Па основе разрабатываемых в этом направлении технологических решений в самое последнее время появились и постепенно становятся все более популярными так называемые массовые открытые онлайновые курсы. Еще одним важнейшим информационно-образовательным и научным ресурсом в области филологии и лингвистики, который был невозможен в доинтернетовскую эпоху, призваны стать специализированные и национальные лингвистические корпуса – для России это два пилотных общенациональных проекта "Национальный корпус русского языка" (ruscorpora.ru) и "Фундаментальная электронная библиотека: русская литература и фольклор" (feb-web.ru). Таким образом, можно утверждать, что изобретение

Интернета и массовое освоение его информационно-коммуникативных возможностей легли в основу очередного революционного этапа в развитии образовательных технологий, который переживает сегодня современное информационное общество.

В отличие от литературно-художественных электронных библиотек открытого (бесплатного) доступа, большинство специализированных электронных библиотек – в первую очередь научной и учебной литературы – являются коммерческими проектами, которые принадлежат либо крупнейшим международным издательским корпорациям и ведущим университетским издательствам (Elsevier, Springer, Cambridge University Press и др.), либо транснациональным компаниям – так называемым компаниям – агрегаторам электронного научно-образовательного контента (проекты JSTOR, MUSE, EBSCO и др.). Доступ к хранящейся в таких библиотеках информации является платным и предоставляется в льготном режиме только образовательным учреждениям и научным организациям.

Пример

Электронные библиотечные интернет-ресурсы. Все последние годы проекты по созданию в Интернете электронных библиотечных ресурсов универсального или специализированного профиля продолжали множиться и развиваться.

Такого рода проекты финансируются как коммерческими организациями, так и, достаточно часто, самим государством, которое рассматривает э го направление информатизации общества как приоритетное. Так, в 2002 г. компания Google начинает собственный проект по оцифровке книг и выкладыванию их в Интернет (books.google.com), который позволяет• не только найти, заказать (купить) какую-либо книгу, но и получить информацию о ближайшей к местонахождению пользователя библиотеке, в хранении которой есть искомая книга. В декабре 2004 г. было объявлено о начато работы библиотечного проекта Google; Print, который в 2005 г. был переименован в "Поиск книг Google".

В ноябре 2008 г. начата функционировать общеевропейская цифровая библиотека Еитреапа (europeana.eu), деятельность которой финансируется Европейским союзом (архив хранения более 10 млн единиц), а в 2009 г. при поддержке Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры и Библиотеки Конгресса США состоялось официальное открытие Всемирной цифровой библиотеки (wdl.org/ru). Этот масштабный проект призван открыть доступ к мировым культурным сокровищам, в том числе рукописям, картам, редким книгам, музыкальным партитурам, аудиозаписям, фильмам, снимкам, фотографиям и архитектурным чертежам.

Помимо транснациональных библиотечных проектов, идет активное строительство электронных архивов национального культурно-исторического наследия. В 1990 г. Библиотекой Конгресса США был начат проект "Память Америки" (American Memory, memory.loc.gov/ammem/index.html). В рамках этого проекта предоставляется свободный и бесплатный доступ к помещенным в Интернет электронным материалам по истории, культуре, литературе, фольклору Соединенных Штатов и т.п.

В России также идут аналогичные процессы: 27 мая 2009 г. в Санкт-Петербурге была открыта Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина ( prlib.ru), которая получила название библиотеки нового тысячелетия и статус национальной библиотеки России. Одной из основных целей Президентской библиотеки является сохранение, преумножение и обеспечение доступа в электронной среде к национальному культурному наследию, связанному с теорией, историей и практикой российской государственности и русским языком как государственным языком Российской Федерации.

С 2001 г. действует специальный проект по созданию национальной научной электронной библиотеки – Российская научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (elibrary.ru), которая позволяет не только получить полнотекстовый доступ к самому широкому кругу научных изданий (научным журналам, сборникам, монографиям, учебникам и другой научной литературе), выходящих в России и за рубежом, но и оценить степень востребованности и влиятельности авторов научных трудов через предоставление сведений о цитируемости публикаций. Сбор производится специализированной информационно-аналитической системой библиотеки – Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).