Натурфилософское знание в эпоху Средних веков и Возрождения

Наследницей древних Греции и Рима является христианизированная Европа. В ее истории следует различать переходный период от падения Западной Римской империи в V в. до образования и распада Империи Карла Великого в IX в. и время формирования культур, составляющих это общество сословий (рыцарского, бюргерского, церковного, университетского) в X–XIII вв.[1], эпохи Возрождения и Реформации. Идеологической доминантой всего этого периода является христианская религия, которая была продуктом Римской империи. Вследствие этого она была предназначена "и эллину, и иудею" и несла в себе наследие и Иерусалима, и Афин. Последнее присутствовало в виде греческой философии, в первую очередь Аристотеля.

Из этого наследия выросла схоластика – основное направление средневековой философии. Одной из важных форм ее существования были споры по поводу интерпретации различных мест из Писания и его авторитетных комментариев, которые напоминали рыцарские турниры, где место оружия занимала аристотелевская логика. Важной темой здесь был спор о месте веры и разума, представленного греческой философией. Рассматриваемая нами научая линия развивалась в рамках последней. Надо также иметь в виду, что в "зрелое Средневековье" развивается "концепция двух истин", которая разводит сферы действия веры и философии так, что они перестают конфликтовать. Это открывает дорогу относительно свободному от конфликтов с религиозными убеждениями развитию сначала философии, а потом науки (про это чуть подробнее было сказано во введении).

Западноевропейские книжники эпохи, предшествующей "К каролингскому возрождению", часто с большим сомнением относились к любому нехристианскому знанию. Например, известный философ Рабан Мавр (776/788–856) в своем трактате "О воспитании клириков" [12, с. 152] придерживается мнения, что "здравое" античное знание должно быть подчинено знанию христианскому. При этом желательно, чтобы первоначальный источник этого знания не упоминался.

Однако борьба с ересями, ведшаяся в христианской церкви на протяжении первых веков ее существования, привела к пониманию необходимости уметь обосновывать свою позицию путем логического доказательства и на основе знания источников (Священного Писания, творений отцов церкви и пр.). Античные знания требовались и для управления Священной Римской империей и формировавшимися государствами. Поэтому, начиная с Каролингского возрождения IX в., сначала в рамках церковных школ, а потом в средневековых университетах возрождается преподавание эллинистических светских семи искусств – тривиума и квадриума.

Важной чертой средневекового знания стало стремление (тенденция) к классификации знаний. Тенденция распределить все по полочкам характерна нс только для западноевропейского знания. Самые ранние средневековые классификации относятся к византийской и арабской философским культурам. Иоанн Дамаскин, Аль-Фараби, Ибн-Сина и другие представители этих культур пытались выстроить логически безупречные сооружения из совокупностей знаний из определенной области: математики, астрономии-астрологии, медицины и т.п. С некоторой натяжкой можно сказать, что быть ученым человеком в эпоху Средневековья означало разбираться в классификации областей знаний (будущих наук), знать Писание и тексты отцов церкви. При этом резкого разведения знаний о мире и о Боге не было, средневековый "ученый" занимался и тем, и другим. Большое значение для западноевропейской книжности имела классификация областей знаний по Кассиодору (487–578). Согласно ей все знания были "философией", которая разделялась:

• на созерцательную (теоретическую, спекулятивную) философию, созерцающую нечто божественное, небесное, возвышающееся над видимым; все это постигается исключительно разумом, поскольку выходит за рамки телесного;

• натуральную философию, исследующую природу всякой вещи;

• божественную философию, исследующую глубочайшие свойства невыразимой Природы Господа либо духовные материи, природа которых в некотором смысле весьма туманна;

• доктринальную философию, изучающую абстрактное количество. В нее входят арифметика, музыка, грамматика, геометрия;

• практическую (актуальную) философию, содержащую объяснение предпосылок вещей их воздействием;

• моральную философию, благодаря которой познается способ достойной жизни, а порядки (государства) направляются в русло добродетели;

• хозяйственную философию – мудро упорядоченный способ ведения домашних дел;

• гражданскую философию, благодаря которой достигается польза для всего общества.