Натурфилософия Ф. Шеллинга

Творчество Ф. В. И. Шеллинга, подобно творчеству И. Канта, распадается на несколько периодов, однако, в отличие от последнего, он не создал завершенной системы, которая бы его удовлетворила. Нельзя выделить у Шеллинга и какое-либо произведение в качестве главного, дающего полное представление о его философии. У Шеллинга такой работы нет. Творчество Шеллинга начиналось с философии природы, а заканчивалось философией откровения.

Философия природы

В начале творческого пути в центре внимания Шеллинга находилась природа "как законодательница самой себя". Шеллинг рассмотрел эволюцию природы от чисто природного развития к духовному. Через философию природы Шеллинг пришел к объективному идеализму, разработав, в отличие от субъективной диалектики Канта и Фихте, новый тип диалектики – объективную диалектику природы.

Почему Шеллинг направил свои усилия на разработку натурфилософской концепции? Причин здесь несколько.

С одной стороны, он разочаровался в философии И. Г. Фихте, где природа лишалась самостоятельного значения и рассматривалась как продукт деятельности сознания, для которого весь окружающий мир выступает как "не-Я".

С другой стороны, в создании целостной картины природы нуждалось естествознание. В условиях, когда связь между различными явлениями не была ясна, а естествознание не могло построить общую научную картину мира, философия в лице Шеллинга была вынуждена разрабатывать целостную картину мира.

В своей философии природы Шеллинг при построении общей картины руководствовался следующими принципами1.

1. Принцип тождества сознания и бытия.

На протяжении всей истории философии стоял вопрос: "Как относится наш дух к миру, природе, как они связаны?" Шеллинг при решении этого вопроса исходил из того, что Природа и Дух представляют собой определенное единство. Природа – пусть "спящий", но все же дух. Природа определяется Шеллингом как "тождество продукта и продуктивности", объекта и субъекта. Она выступает как природа творящая, а не сотворенная, деятельная и развивающаяся – тем самым Шеллинг закладывает основы учения о диалектике Природы, или объективной диалектике.

2. Принцип полярности.

Философия природы Шеллинга носит диалектический характер. Он считал, что полярность является универсальным "способом действия природы" и выделял основные противоположности природы: притяжение и отталкивание в механике; положительное и отрицательное электричество; ассоциация и диссоциация – в химии; возбуждение и усталость в живом организме и т.д. Согласно учению Шеллинга, противоположности возникают из единого и стремятся к объединению. Распространяя принцип полярности на весь мир, он описывал его не как готовый, а как становящийся, переживающий историю. Диалектика Шеллинга имела исторический характер.

3. Принцип историзма.

Природа имеет историю, она должна мыслиться находящейся в процессе бесконечной эволюции. Историческое понимание природы выражено немецким мыслителем образно в следующих словах: "Каждый минерал – фрагмент летописи Земли. Но что такое Земля? Ее история вплетена в историю всей природы; и единая цепь тянется от окаменелости через всю неорганическую и органическую природу вплоть до истории универсума"[1].

4. Принцип системности и единства сил природы.

Философия природы, по определению, выступает как вид систематизирующего знания о природе. Шеллинг не просто философствует на тему природы, а строит ее философскую систему. Из системного подхода к пониманию природы вытекает принцип взаимосвязи и единства всех ее сил, руководствуясь которым он высказал также общую идею закона сохранения и превращения энергии, открытого в середине XIX в. Р. Майером и Дж . Джоулем.

5. Органицизм.

Для Шеллинга природа есть живое развивающееся целое, всеобщий целостный живой организм. Жизненность природы он видит в ее продуктивности, действенности. Он рассматривал природу как художественное произведение, а универсум – как "абсолютное произведение искусства". Такое представление возвышает не только природу, но и человека.

Основная идея философии природы Шеллинга поэтически выражена великим русским поэтом Ф. И. Тютчевым, во время дипломатической службы много общавшимся с классиком немецкой философии:

"Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык"[2].