Национальный тип дворянской империи и особенности сословной политики Екатерины II. Реорганизация высшего и центрального управления

Век XVIII вошел в историю как золотой век российского дворянства. Именно в этот период дворянство из служилого сословия, главной обязанностью которого было находиться на государевой службе, считавшейся обязательной государственной повинностью для всех дворян, постепенно превращается в привилегированный класс русского общества, наделенный исключительными правами: владеть землей и крепостными крестьянами. Это особое положение дворянства среди других сословий со временем воспитало в нем настроения превосходства и избранности, подчас непомерные политические амбиции. В то же время осознание ответственности за судьбу государства, вверенного ему в управление, развивало и укрепляло в дворянстве чувство сословной чести, сформировавшей определенный кодекс дворянского поведения, представления о том, что прилично, а что неприлично делать дворянину. Власть старалась поддерживать эти настроения в среде дворянства. Принимая меры к консолидации дворянства, она проявляла подчас чрезмерную заботу о чистоте его рядов, стремясь ограничить проникновение в высшие слои дворянского сословия демократических элементов, что превращало дворянство в замкнутое сословие.

Начало процессу консолидации дворянства было положено при Петре I, который Указом о единонаследии от 23 марта 1714 г. уравнял дворянские поместья с вотчинами и тем самым объективно способствовал ликвидации сословных перегородок внутри дворянского сословия. Однако в условиях петровской тотальной регламентации, ставившей все сословия в зависимое от государства положение, дворянство не могло чувствовать себя в качестве привилегированного сословия. Петр I настаивал на обязательной и бессрочной службе дворян и считал, что только на основе своих способностей и личного усердия дворяне должны продвигаться по служебной лестнице. Обязательным было обучение молодых дворян, которые должны были по заведенному порядку до 15 лет обучаться грамоте, геометрии и другим точным наукам в специально создаваемых школах при монастырях и архиерейских домах. Существовало правило, согласно которому уклонявшийся от обязательного обучения дворянский отрок лишался права жениться.

Топ же цели - по возможности привязать дворянство к государственной службе, должен был служить указ о единонаследии. Указ запрещал землевладельцам дробить свои имения, передавая их в равной мере всем наследникам, и требовал, чтобы помещики завещали свое наследство только одному из сыновей. Предполагаюсь, что сыновья, не получившие недвижимости, должны будут, чтобы прокормиться, служить, добывать свой хлеб "службою, учением, торгами и прочим". Другой не менее важной причиной появления данного указа было стремление центральной власти сохранить экономическую основу монархии - крупное дворянское землевладение и предотвратить оскудение дворянских фамилий, происходившее в результате дробления их имении. Однако, несмотря на всю строгость мер, отличавшую петровское правление, многие дворяне стремились всеми способами уклониться от государственной службы, предпочитая службе в полках и канцеляриях жизнь на вольных хлебах.

После смерти Петра I дворянство, тяготившееся требованием обязательной службы, все настойчивее выступает за расширение своих прав. При преемниках Петра I, приходивших к власти с помощью дворянской гвардии, дворянство добивается ряда привилегий. После возведения на российский престол Анны Иоанновны оно открыто потребовало от курляндской герцогини облегчения дворянских повинностей. Императрица, обязанная победой над Верховным тайным советом дворянской гвардии, отблагодарила дворянство за оказанную услугу. Первоначально это выразилось в расширении землевладельческих прав дворянства: Указом от 17 марта 1731 г. был отменен указ Петра I о единонаследии, на чем настаивало дворянство, вновь стала практиковаться раздача государственных земель дворянам, прекращенная в свое время Петром I.

В то же время правительство еще не решалось пойти на существенное изменение служебных требований, предъявляемых к дворянству, справедливо опасаясь, что если дворяне перестанут служить, Россия окажется без офицеров в армии и без чиновничества в государственной администрации. Манифестом 1736 г. "О порядке приема в службу шляхетских детей и увольнения от оной" был лишь изменен срок службы дворян, который теперь ограничивался 25-ю годами (сами дворяне настаивали на 20-лстнсм сроке). Кроме того, дворянство получало возможность не начинать службу с рядовых солдат, как это было заве-депо при Петре I. С этой целью в 1731 г. был учрежден специальный "Сухопутный шляхетский корпус", дававший право его выпускникам сразу производиться в офицеры, "не быв в солдатах, матросах и других нижних чинах".

В 1737 г. с целью улучшения подготовки чиновников был создан институт юнкеров при Сенате и коллегиях. Согласно утвержденным Кабинетом министров правилам приема дворян в коллегии юнкеров, дабы получить навык в делах государственного управления, юнкера должны были обучаться (два раза в неделю) грамматике, арифметике, математике, геодезии, географии, латыни. В правление императрицы Елизаветы Петровны к этому списку были добавлены история, французский и немецкие языки. После пятилетнего обучения юнкера производились из нижних должностей копиистов и канцеляристов в секретари. При Елизавете Петровне дворянство, приобретя ряд новых привилегий (ограничение срока действительной службы в полках 10-12 годами, некоторые имущественные привилегии), получило более широкие возможности для получения образования. Этому способствовало открытие в 1755 г. Московского университета, в стены которого допускались и лица непривилегированных сословий, окончившие учрежденные тогда же гимназии (при Московском университете и в Казани).

Одновременно правительство стремилось отделить потомственное дворянство от других низших слоев населения путем его обособления и освобождения от "пришлых элементов". Лица, получившие личное дворянство своей службой, лишались возможности пользоваться льготами потомственного дворянского класса, им запрещалось покупать людей и деревни. Из дворянской среды выводились люди, чье дворянское происхождение признавалось сомнительным. С 1756 г. был принят ряд постановлений Сената, устанавливавших, что в дворянские списки могут вноситься только лица, доказавшие свое дворянское происхождение.

Все эти изменения в положении дворянства в целом тем не менее не меняли установившегося со времен Петра I характера комплектования государственного аппарата. Дворяне по-прежнему обязаны были служить, как и прежде подавляющая часть чиновников либо рекрутировалась из дворянского сословия, либо приобретала дворянство в результате государственной службы, что изначально придавало российской бюрократии ярко выраженный сословный характер. Ситуация стала меняться только во второй половине XVIII в., когда, став у власти, Екатерина II специальной "Грамотой на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства" (1785) подтвердила положения изданного Петром III Манифеста о вольности дворянства (январь 1762 г.), освобождавшего дворян от обязательной государственной службы.

Трудно сказать, что заставило императрицу пойти па этот рискованный шаг, в перспективе создававший одну из самых острых проблем для русского государства проблему кадрового обеспечения гражданской и особенно военной службы, проблему, с которой вскоре пришлось столкнуться Александру I. Возможно, Екатерина 11 поддалась общему настроению, господствовавшему в среде дворянства, стремившегося стряхнуть с себя бремя обязательной государственной службы. Не исключено, что этот шаг был продиктован искренним стремлением императрицы хоть что-то изменить в характере государственного строя в России, своей тотальной регламентацией вызывавшего справедливую критику прогрессивной европейской общественности, мнение которой Екатерина II не могла не учитывать. Представляет интерес точка зрения, согласно которой, подтвердив освобождение дворян от обязательной службы, Екатерина II тем самым хотела освободиться от опеки дворянства, которому она, так же как и ее предшественницы во многом была обязана своим приходом к власти, делала ставку на формирование профессиональной бюрократии в России, лично зависящей от воли монарха.

Даровав Жалованную грамоту дворянству, Екатерина II исходила не только из чисто конъюнктурных соображений. Как просвещенный монарх она понимала необходимость наделения основного сословия России не только привилегиями, но и юридически закрепленными личными правами и обязанностями. Подтвердив все владельческие права дворянства на наследственные и вновь приобретаемые имения и превратив дворянство в господствующее сословие, обладавшее монопольным правом на владение, пользование и распоряжение землей и ее недрами, Екатерина II впервые в истории России попыталась создать условия, обеспечивающие защиту личности дворянина и неприкосновенности прав собственности. Отныне личность дворянина была защищена законом, его нельзя было наказать, кроме как по решению суда, телесные наказания дворян также запрещались. В перспективе это вело к формированию в России правового пространства (пока что для одного сословия), гарантирующего права личности, воспитывало в русском дворянстве чувство собственного достоинства и в конечном счете приучало власть уважать личность, права которой были унижены и попраны всеми предшествующими правлениями. Именно на эту главную заслугу Екатерины II указывал А. И. Герцен, когда писал, что благодаря ее правлению в России было воспитано "первое испоротое поколение".

Освобождение дворян от обязательной государственной службы имело и другое важное последствие. Как уже отмечалось, Екатерина II пошла дальше своих предшественников в стремлении дать четкую организацию русским сословиям. В первую очередь это относилось к дворянскому сословию. Хотя к правлению Екатерины II дворянство в целом уже сформировалось как привилегированное сословие, оно не имело сколько-нибудь твердой внутренней организации. Преимущественно оно было объединено только служебными отношениями, связанными со службой в армии и полках. Своими реформами Екатерина II дала дворянству новую организацию - сословную. Прежде дворяне, занятые на государственной службе, жили в основном в столицах и губернских городах и лишь изредка появлялись в своих поместьях. По этой причине они были ограничены в своих возможностях участвовать в местном управлении и самоуправлении. Теперь же с освобождением от обязательной государственной службы дворяне стали возвращаться в свои родовые усадьбы и деревни, что позволило власти приступить к формированию на местах дворянского сословного сообщества и усилить роль дворянства в местном управлении и самоуправлении (создание выборных дворянских собраний в губерниях и уездах). Таким образом, при Екатерине II дворянство стало не только привилегированным сословием, но и получило внутреннюю организацию, возросла его роль в государственном управлении. Большинство проводимых Екатериной II реформ в сфере управления и суда имели сословный характер, укрепляли положение "благородного дворянского сословия".