Национальные транспортные системы

Национальная транспортная система представляет собой транспортный комплекс государства. Он формируется под влиянием особенностей политики, экономики и правовой системы страны, ее географического положения, размещения населения и производительных сил, характера внешнеэкономических связей и других факторов.

Основными характеристиками национальных транспортных систем являются:

- виды транспорта, имеющиеся в составе национальной транспортной системы;

- состав и протяженность транспортных коммуникаций;

— число транспортных операторов и количество занятых в транспортном комплексе;

- расположение и мощность основных транспортных узлов;

- размеры и провозные способности парка (флота) транспортных средств:

— объемы транспортной деятельности и их распределение между видами транспорта и т.д.

Государственное управление национальными транспортными системами обычно осуществляется единым транспортным министерством, хотя встречаются и исключения (например, в Китае и в Индии управление железнодорожным транспортом обособлено в рамках отдельных министерств).

Система государственного управления национальной транспортной системой более подробно рассмотрена в гл. 7.

Зональные транспортные системы

Под зональными понимаются транспортные системы, обеспечивающие транспортное обслуживание определенной территории, не совпадающей с административно-территориальной единицей. Для управления функционированием и развитием таких систем создаются специальные административные структуры.

Зональные транспортные системы могут формироваться:

— в целях наиболее эффективного освоения удобных естественных водных транспортных коммуникаций (Северный морской путь в России (врезка 2.1), морской путь Великих озер и реки Св. Лаврентия в США и Канаде);

— для развития национальных или международных сухопутных транспортных коридоров (европейские международные транспортные коридоры, Транссибирский транспортный коридор в России);

— для комплексного решения транспортных проблем отдельных территорий (транспортная администрация штатов Нью-Йорк и Нью-Джерси в США).

Основная задача управления зональной транспортной системой — координация усилий и достижение баланса интересов всех субъектов, заинтересованных в использовании такой системы.

Врезка 2.1. Северный морской путь

Федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" определяет Северный морской путь (СМП) как "исторически сложившуюся национальную единую транспортную коммуникацию Российской Федерации в Арктике". Крайние пункты трасс СМП ограничиваются: на западе — западными входами в новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, на востоке в Беринговом проливе — параллелью 66 градусов северной широты и меридианом 1 (¡8 градусов 58 минут 37 секунд западной долготы. Далее представлена схема СМП.

Первые исследования арктических морен России относятся к XVII в., а прохождение арктического морского пути за одну навигацию впервые совершила экспедиция 0.10. Шмидта в 1932 г. Первый специальный орган управления СМП — Комитет Северного морского пути — был создан в 1919 г.

В советский период СМП играл важнейшую роль в экономическом освоении северных территорий страны. В годы Великой Отечественной войны по СМП осуществлялась проводка боевых кораблей, снабжение армии и военной промышленности.

В настоящее время СМП является важнейшей частью инфраструктуры экономического комплекса Крайнего Севера и связующим звеном между российским Дальним Востоком и западными районами страны, объединяя в единую транспортную систему арктические моря и крупнейшие реки Сибири. Для некоторых районов арктической зоны перевозки по СМП являются единственным средством жизнеобеспечения территорий.

Северный морской путь пролегает вдоль берегов шести субъектов Российской Федерации. В его использовании заинтересованы практически все федеральные министерства и ведомства, а также ряд крупнейших российских промышленных предприятий, занятых добычей, переработкой и экспортом стратегических природных ресурсов.

Действующая на СМП арктическая морская транспортная система включает в себя транспортный, ледокольный и вспомогательный флот, морские порты и другие объекты берегового хозяйства, системы связи, навигационно-гидрографического, гидрометеорологического и авиационного обеспечения, аварийно-спасательные службы, базы снабжения и технического обслуживания. Управление деятельностью СМП осуществляет федеральное государственное казенное учреждение "Администрация Северного морского пути", а также штабы морских операций и службы ледокольного флота Мурманского и Дальневосточного морских пароходств. Операторами перевозок по СМП являются Мурманское, Северное, Арктическое, Дальневосточное, Приморское морские пароходства.

В западной части СМП осуществляется круглогодичная навигация, обеспечивающая деятельность Норильского горно-металлургического комбината, который производит 90% российского никеля и 65% российской меди.

Перспективы развития СМП определяются двумя основными факторами.

Первым фактором являются природные ресурсы российской Арктики, где сконцентрировано большинство российских месторождений углеводородов: порядка 600 месторождений нефти и более 150 — газа, два месторождения никеля и более 350 — золота. Арктические запасы обеспечивают около 11% национального дохода России и почти четверть всего объема российского экспорта, при этом на арктическом шельфе находится более двух третей разведанных мировых запасов углеводородного сырья. Транспортное обеспечение разработки, добычи и вывоза критически важны для освоения .этих ресурсов в интересах России.

Второй фактор — изменение климата. Северный морской путь был открыт для международного судоходства в 1991 г. Однако лишь сравнительно недавно, в результате повышения среднегодовой температуры, улучшения ледовой обстановки и условий навигации по СМП он стал потенциально привлекательным для транзитных перевозок между Европой и Азией. Пока такие перевозки выполняются единичными судами, однако перспективный грузопоток, по некоторым оценкам, может составить до 50 млн т в год.