Национальные отношения в период перестройки

Ослабление тоталитарного режима положило начало движению народов СССР к независимости. Вследствие запущенности этнических проблем, низкого политического и культурного уровня населения, а также авантюристических действий ряда политиков этот процесс сопровождался кровавыми вспышками ненависти и насилия. В результате межнациональных конфликтов к 1991 г. в СССР было около одного миллиона беженцев различных национальностей. Но все же ведущей тенденцией в национальном освобождении советских народов стал мирный политический процесс.

Новые органы власти союзных республик, сформированные в результате выборов 1989–1990 гг., оказались настроенными более решительно на перемены, чем общесоюзные. Республики приняли декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными. В некоторых из них были приняты решения о введении должности Президента. Политическая власть постепенно перемещалась из центра в республики.

Противостояние центр республики выразилось в "войне законов", т.е. ситуации, когда центр и республики принимали законы, противоречащие друг другу, в срыве отдельными республиками воинского призыва. Республики, минуя центр, заключали между собой двухсторонние соглашения о межгосударственных отношениях и экономическом сотрудничестве.

Одновременно как в центре, так и в республиках зрела боязнь неуправляемого распада СССР, который мог принести неисчислимые бедствия народам. Международное сообщество также опасалось неконтролируемого развала Советского Союза. Развитые страны, бизнесмены опасались вкладывать свои капиталы в советскую экономику в условиях политической нестабильности. Это в какой-то степени заставляло центр и республики преодолевать разногласия, искать пути к компромиссам и соглашениям.

Весной – летом 1991 г. в подмосковной резиденции Президента СССР Ново-Огареве проходили совещания глав республик. В результате было достигнуто соглашение "9+1", т.е. девяти республик и центра, которое регулировало отношения между сторонами. Подписание договора было намечено на 20 августа, однако попытка государственного переворота 19 августа и его подавление изменили ситуацию. Практически все республики объявили о своей самостоятельности и независимости. Советский Союз фактически распался, что зафиксировал V Внеочередной съезд народных депутатов СССР (сентябрь 1991 г.). За центром остались, по существу, координирующие функции. Начался поиск новых форм и методов сосуществования самостоятельных республик.

Культура в период перестройки

Одним из наиболее заметных явлений духовной жизни конца 1980-х гг. было переосмысление истории советского периода. В докладе М. С. Горбачева на праздновании 70-летия Октябрьской революции "Октябрь и перестройка: революция продолжается", в публикациях "Правды", "Огонька" и других изданий давались новые, разноречивые оценки Октября, гражданской войны и НЭПа, социалистического строительства. Стали публиковаться документы, не доступные ранее даже специалистам. Приоткрыли свои тайны советские архивы. Процесс переосмысления прошлого проявился и в художественной литературе ("Дальше... дальше... дальше..." М. Ф. Шатрова, "Дети Арбата" А. Н. Рыбакова). Большой вклад в формирование нового исторического сознания внесли публицисты. Диапазон новых подходов к осмыслению исторического прошлого колебался от тезиса о случайном искажении идеи социализма до ее полного отрицания.

Другой чертой культурной жизни было возвращение изгнанных из советской (и прежде всего русской) культуры имен. Читателю стали доступны произведения лауреатов Нобелевской премии Б. Л. Пастернака, А. И. Солженицына, И. А. Бродского. Были опубликованы книги русских писателей-эмигрантов, как старшего поколения (В. В. Набокова, М. А. Алданова и др.), так и относительно недавно выехавших из страны (Э. Лимонова, В. П. Аксенова и др.), прошли выставки художников-эмигрантов (М. Шемякина), скульпторов (Э. Неизвестного).

Вокруг литературных журналов стали группироваться представители различных идейных течений. Сторонники либерально-демократического преобразования объединились вокруг "Огонька", "Знамени"; национал-патриоты – вокруг "Молодой гвардии", "Нашего современника".

Большой интерес вызвали фильмы о современной жизни: "Так жить нельзя", "Интердевочка", "Небеса обетованные" и др.

По-прежнему у молодежи популярны были многочисленные рок-группы и эстрадные исполнители.

Государственные премии в области литературы за 1988 и 1989 гг. получили А. И. Приставкин ("Ночевала тучка золотая"), Ф. Искандер ("Сандро из Чегема"), Б. А. Можаев ("Мужики и бабы"). Широкие дискуссии вызвали произведения молодых писателей: С. Каледина ("Смиренное кладбище"), Ю. М. Полякова ("Сто дней до приказа"),

В 1988 г. в стране широко отмечалось 1000-летие принятия христианства на Руси. Религия стала играть важную роль в жизни государства. Стали возрождаться церковные храмы, в быт снова стали входить религиозные праздники.

Снятие всевозможных идеологических запретов открыло дорогу для творческого простора деятелям искусства, раскрепостило культурную жизнь страны. Однако экономический кризис, переживаемый страной, сложный переход к рыночным отношениям усилили опасность коммерциализации культуры, отрицательно сказались на ее материальной базе.

В науке наиболее ярким достижением был полет космического корабля многоразового использования "Буран". В стране развернулся сложный процесс реорганизации научных учреждений.