Национальные инновационные системы Сингапура и Малайзии

Еще один интересный пример "параллельного" построения национальных инновационных систем – современная история экономического развития Сингапура и Малайзии. Являясь географическими соседями, эти страны разрабатывали свои национальные инновационные стратегии по схожему сценарию, причем Малайзия во многом использовала опыт экономически более успешного Сингапура.

Сингапур – маленький город-государство, всего за несколько десятилетий успешно трансформировавший свою экономику и уже к концу XX в. превратившийся в одного из лидеров Азиатско-Тихоокеанского региона и всего мира по многим формальным и неформальным статистическим показателям (ВВП на душу населения, уровню грамотности, международному рейтингу привлекательности для инвестиций и т.д.).

Сегодня Сингапур – один из крупнейших международных центров деловой активности в сфере финансов, транспорта, IT-технологий и биогеха.

Как отмечают многочисленные исследователи, общее экономическое развитие Сингапура прошло через четыре ключевых фазы. Первая из них (с 1965 по середину 1970-х гг.), фаза начального промышленного подъема, характеризовалась высокой зависимостью от трансфера технологий со стороны зарубежных мультинациональных компаний (МПК).

В результате осуществления политики "искусственного апгрейда" наиболее трудоемких отраслей путем активного привлечения в страну зарубежных МНК примерно 3/4 общего объема промышленного производства Сингапура сегодня приходится на долю зарубежных филиалов этих компаний, причем иностранцы владеют более 60% акционерного капитала его промышленных предприятий. Эта жесткая стратегическая привязка Сингапура к зарубежным технологическим источникам на ранней стадии промышленного развития безусловно выделяет его на фоне других "Азиатских Тигров".

На второй фазе усиления внутренних технологических ресурсов (с середины 1970-х до конца 1980-х гг.) разработчики национальной технологической стратегии основное внимание уделили стимулированию быстрого роста местных поддерживающих отраслей.

Третья фаза (с конца 1980-х до конца 1990-х гг.) характеризовалась повышенным вниманием к развитию прикладных НИОКР на базе местных филиалов зарубежных МНК, а также путем активного создания новых государственных исследовательских институтов и организаций, специализирующихся в сфере IT-технологий, микроэлектроники и в "науках о жизни" (life sciences), которые были призваны оказывать содействие R&D разработкам, осуществлявшимся многочисленными филиалами зарубежных компаний.

Четвертая фаза, начавшаяся в конце 1990-х гг., заключалась в постановке руководством Сингапура амбициозной задачи быстрого роста национального высокотехнологичного производства на базе приоритетного развития фундаментальных научно-технологических исследований и разработок, энергичного стимулирования создания местных хай-тек стартапов и особого упора на подъем IT и биотехнологического сектора.

Основной государственной организацией, осуществлявшей общую координацию промышленно-технологической политики, был Национальный совет по науке и технологии (NSTB). Кроме того, для поддержки развития приоритетной телекоммуникационной сферы, было создано специальное Министерство коммуникационных и информационных технологий и два правительственных агентства, – Infocomm Development Authority (IDA) и Media Development Authority (MDA).

В 1996 г. сингапурское правительство инициировало начало осуществления нового долгосрочного проекта – Программы Инноваций, основной заявленной целью которого стало развитие широкой научно-технологической базы для стимулирования креативных исследований в стране. Еще один недавний проект – инициатива "Intelligent Nation", десятилетний план ускоренного развития телекоммуникационной и IT-сферы, стартовавший в 2006 г.

Более подробного рассмотрения заслуживает программа ускоренного построения в Сингапуре национальной системы биотехнологических инноваций. Ее государственные идеологи поставили амбициозную задачу ежегодного роста биотехсектора Сингапура на 6%. Для выполнения этих целей была разработана отдельная схема широкомасштабного государственного финансирования новых проектов.

Для привлечения ведущих зарубежных компаний к осуществлению на территории Сингапура широкомасштабных НИОКР был создан специальный Biomedical Science Investment Fund со стартовым капиталом в 600 млн долл. США. Кроме того была образована целевая венчурная компания Singapore Bioinnovations (SBI) с заявленным инвестиционным капиталом в 21 млрд долл., предназначенным как для поддержки создания новых национальных компаний, так и для активного участия в различных зарубежных биотехпроектах.

Другой важной инициативой сингапурского правительства в этом направлении стало активное создание исследовательских альянсов с ведущими западными биотехкомпаниями (один из таких примеров – альянс между одной из крупнейших фармацевтических компаний мира Eli Lilly и Национальным Сингапурским Университетом для проведения совместных клинических медицинских исследований).

Наконец, еще одним важнейшим элементом осуществления долгосрочной программы построения эффективной НИС в Сингапуре является стратегия создания разветвленной сети научных и научно-технологических парков. Первый из них, Научный парк Сингапура (Singapore Science Park (SSP)) был организован государством еще в 1980 г. и стал базовым инкубатором зарождавшихся высокотехнологичных компаний страны и основным центром национальных НИОКР, в котором преимущественное развитие получили прикладные промышленные R&D исследования.

Вдохновленное примером многолетнего успешного развития SSP, сингапурское правительство на рубеже двух веков инициировало новый амбициозный технопарковый проект, – строительство "в чистом поле" хай-тек комплекса One-North Science Habitat, призванного сыграть роль универсального интегратора уже имеющихся и вновь создаваемых центров НИОКР с акцентом на фундаментальные научно-технологические разработки.

На реализацию этого нового суперпроекта в течение 2010– 2015 гг. Сингапур планирует потратить около 9 млрд долл. США. Главные флагманы современного сингапурского хай-тека, активно развивающиеся на территории комплекса One-North Science Habitat, – два новейших технопарка, Biopolis, специализирующийся на биотехнологиях, и Fusionopolis, ориентированный на IT и фундаментальные науки.

Также следует отметить создание в 2009 г. специального Комитета Экономической Стратегии (ESC), который был призван стать ведущим мозговым центром для разработки общегосударственной политики в сфере инноваций. Данный комитет, представляющий из себя совместную (частно-государственную) комиссию экспертов, определил четыре базовые стратегии развития Сингапура на ближайшие годы:

• поддержание производства знания;

• рост инновационного капитала;

• привлечение новых высококвалифицированных специалистов;

• увеличение доли расходов на исследования и разработки с 3 до 3,5% ВВП.

В свою очередь, стратегия развития и укрепления НИС Малайзии базируется на специальной программе Vision 2020 – долгосрочном плане ее экономического развития. При этом главным объектом внимания властей страны на протяжении многих лет является сектор информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Ключевые государственные учреждения Малайзии, координирующие политику в данной сфере, – Министерство науки, технологии и инноваций, Национальный совет по информационным технологиям (NITC), Министерство информации и Малайзийская корпорация развития.

Созданный в 1994 г. NITC возглавляется непосредственно премьер-министром страны, является главным разработчиком государственной стратегии в сфере ИКТ. Малазийская корпорация развития руководит работой Мультимедийного Супер Коридора (Multimedia Super Corridor (MSC)), – ключевого научно-технологического кластера малайзийской экономики, своеобразной "расширенной версией" сингапурской технопарковой системы, но с более узкой отраслевой привязкой. В Мультимедийный Супер Коридор формально входит сама столица Малайзии Куала-Лумпур, а также пять приоритетных инфраструктурных проектов: башни-близнецы Petronas, новая политико-административная столица Путраджайя, футуристический "город умных исследований и развития" Киберджайя, Технологический Парк Малайзии и еще одна столичная башня, – Куала-Лумпур.

С начала 1990-х гг. малайзийское правительство значительно активизировало свои усилия но превращению страны в один из ведущих мировых центров ИКТ при помощи крупномасштабных инвестиций в ряд специальных программ, сфокусированных на ускоренном развитии инфраструктурной и институциональной составляющих сектора ИКТ.

В частности, в настоящее время в рамках Мультимедийного Супер Коридора параллельно осуществляются сразу восемь амбициозных проектов, нацеленных на привлечение ведущих мировых компаний в этой сфере к созданию в Малайзии своих научно-исследовательских центров.

Кроме того, ради достижения поставленной цели малайзийское правительство в течение последнего десятилетия проводит политику агрессивного наращивания государственного финансирования R&D. Так, если в 2000 г. доля расходов на НИОКР в ВВП страны составляла менее 0,5%, то к 2010 г. превысила 1,0% (в абсолютных же цифрах общий объем инвестиций в R&D за период с 2000 по 2011 г. вырос более чем в шесть раз).

В целом же, если сравнивать НИС Сингапура и Малайзии, можно отметить многие схожие черты их стратегий. В обеих странах изначально был сделан акцент на всемерное привлечение зарубежных МНК к процессу технологического и инновационного развития, а на более зрелом этапе государственная политика обеих стран постепенно стала смещаться в сторону поощрения роста национального технологического потенциала. И сингапурское, и малайзийское правительства поощряли и продолжают поощрять создание и развитие широкой сети научных и хайтековских парков, постоянно инвестируя в нее значительные средства из государственных бюджетов.

В то же время, нетрудно увидеть и ряд принципиальных отличий в эволюции НИС этих стран. Сингапурская промышленнотехнологическая политика оказалась значительно более успешной и разносторонней: выбранная руководством страны схема развития намного более диверсифицирована по отраслям и приоритетным направлениям. В итоге, к настоящему времени уровень НИС Сингапура намного опережает уровень его "большого соседа", причем не только благодаря большей широте охвата его высокотехнологичных секторов, но и из-за большей сложности и "продвинутости" продукции, выпускаемой сингапурскими компаниями.

Впрочем, молодая малайзийская НИС также может похвастаться рядом успешных высокотехнологичных проектов, значительная часть которых обязана своим происхождением именно Сингапуру.