Национальная специфика и ее влияние на деловые коммуникации

Каковы основные причины неуспеха командированных сотрудников? На примере американских транснациональных компаний мы можем назвать сразу несколько, расположив их по степени важности в нисходящем порядке:

1) неспособность супруги (супруга) менеджера адаптироваться к иной климатической и культурной среде;

2) неспособность самого менеджера адаптироваться к иной климатической или культурной среде;

3) другие проблемы, связанные с семьей менеджера;

4) личностная или эмоциональная незрелость менеджера;

5) неспособность менеджера справиться с ответственностью, возложенной на него в связи с работой за границей;

6) недостаток технической компетенции менеджера;

7) недостаток мотивации для работы за границей.

В американских транснациональных компаниях при назначении на пост в филиал за рубежом особое внимание уделяется некоторым критериям, признаваемым в конкретных случаях наиболее важными. Такие качества, как "способность адаптироваться и проявить гибкость при работе в новой среде" и "коммуникативные навыки", нередко определяются как самые важные для работы, которая требует обширных контактов с местным населением (для постов исполнительного и функционального директора).

Нации, народности — это крупные группы, на поведение которых влияют те же и многие другие факторы, что и на производственные группы. Национальная специфика в процессе налаживания и осуществления взаимодействия при се игнорировании может привести общение к краху, а при ее грамотном использовании — к успеху.

Приведем несколько соображений по поводу влияния национальной культуры на культуру делового общения работников организаций, высказываемых известными исследователями Д. Вэттеном и К. Камерон.

Ведение переговоров

Важно помнить о наличии культурных различий, которые вызывают изменения в навыках, обсуждаемых в этой книге. К примеру, азиатские менеджеры обычно менее открыты на начальных стадиях разговора. Кстати говоря, они считают менеджеров из США и стран Латинской Америки излишне бесцеремонными и агрессивными, поскольку те обычно проявляют свой характер с первых же минут разговора. Аналогичным образом могут отличаться друг от друга и типы реакций представителей различных культур — так, к примеру, корректирующие реакции присущи в большей степени представителям восточных культур. Языковые паттерны и структуры различных языков также могут очень сильно разниться друг от друга, и следует помнить, что достойным доказательством наличия более эффективных навыков межличностных коммуникаций и показателем большего эмоционального интеллекта индивида служит то, что он знает, умеет определить, принимает во внимание и превращает в капитал эти межличностные различия.

И все-таки, несмотря на наличие культурных и личностных особенностей, определенные базовые принципы коммуникации в большинстве случаев сохраняют свою действенность. Исследования межличностных коммуникаций представителей различных культур и национальностей подтверждают тот факт, что восемь атрибутов поддерживающей коммуникации эффективны независимо от культурных и национальных особенностей. Эти восемь факторов имеют едва ли не универсальный характер и потому могут использоваться при решении практически любых межличностных проблем.

Мы использовали модель культурных различий Тромпенаарса для определения основных особенностей представителей тех или иных культур. Здесь мы можем противопоставить эмоциональную ориентацию ориентации нейтральной (сдержанной). Представители эмоциональных культур (к числу которых относятся культуры стран Ближнего Востока, Южной Европы и южной части Тихоокеанского региона) более экспрессивны и индивидуальны в своих реакциях, нежели представители нейтральных культур (культур стран Восточной Азии и Скандинавии). Обмен информацией личного характера и открытое обсуждение животрепещущих тем могут казаться представителям одних культур чем-то совершенно естественным, но очень неудобным для представителей других. Темп и продолжительность коммуникации также могут меняться от культуры к культуре.

Исследования, проводившиеся рядом исследователей, свидетельствуют о том, что межкультурные различия не оказывают радикального влияния на принципы, изложенные в настоящей главе. Вне зависимости от культурной принадлежности тех людей, с которыми вы взаимодействуете, сосредоточенность на проблеме, конгруэнтность, описание фактов, возвышение собеседника, конкретность, связность, авторство утверждений и поддерживающее выслушивание являются признаком управленческой компетентности и способствуют укреплению межличностных отношений. Одна из важнейших предпосылок эффективной коммуникации состоит в чувствительности к индивидуальным различиям и стилям общения.