Лекция 5. Наследование по закону

Институт наследования по закону так же, как институт наследования по завещанию, регулирует порядок наследственного правопреемства и следует в тексте ГК РФ после наследования по завещанию.

Напомним, такое расположение не случайно — оно призвано подчеркнуть первостепенность наследования по завещанию как основного, приоритетного порядка наследования, наиболее полно отражающего принципы свободного распоряжения частной собственностью и свободы воли индивида.

Однако это не означает, что наследование по закону менее значимо для обеспечения наследственных прав граждан. Реальная правовая действительность такова, что не все граждане оставляют после своей смерти завещание. Объяснить это можно и невысокой правовой грамотностью части населения, и естественным нежеланием человека задумываться о смерти. Но, безусловно, главным фактором можно считать осведомленность потенциального наследодателя с правилами наследования по закону и согласие его с тем, что именно в соответствии с ними, без каких-либо изменений, должно будет распределяться его имущество после смерти.

Институт наследования по закону призван урегулировать отношения по переходу имущества и имущественных прав в связи со смертью лица, не оставившего завещания, либо оставившего завещание в отношении не всего имущества, либо в случае признания завещания недействительным полностью или частично. По сути, нормы наследования по закону заполняют правовой вакуум, образовывающийся при отсутствии или неполноте по тем или иным причинам завещательных распоряжений.

Каждое государство самостоятельно определяет конкретное ОГЛАВЛЕНИЕ норм о наследовании по закону. По сути, законодатель берет на себя функцию "универсального завещателя", определяющего судьбу наследственного имущества тогда, когда она не определена его собственником. Нормы о наследовании по закону определяют круг наследников, размер причитающихся им долей наследства, защищают права особо нуждающихся в этом социальных групп наследников, предусматривают особенности реализации наследственных прав супруга наследодателя.

Институт наследования по закону известен человечеству со времен существования семейно-родовых общин. В этот период исторического развития вещи, предметы, использовавшиеся при жизни членом общины, не являлись его частной собственностью. После смерти владельца они переходили к его семье, роду или всей общине[1], зачастую без учета близости родства с умершим.

Родственный порядок законного наследственного преемства в римском праве выражался в призвании к наследованию самого отдаленного родственника наследодателя без ограничения степени родства.

Постепенно родовые начала организации общества ослабевали под воздействием изменений отношений собственности, и основанный на началах индивидуализма общественный строй большинства стран Европы уже к началу XIX в. не мог служить оправданием родового наследственного преемства[2].

В науке стали формироваться различные точки зрения относительно правовой сущности наследования по закону. Так, еще в XVII столетии Г. Гроций[3] обосновывал мнение о наследовании по закону как "молчаливом завещании", в котором отражается предполагаемая воля наследодателя оставить свое имущество после смерти именно тем лицам, которые названы в законе.

Отечественное дореволюционное наследственное право поддерживало данную точку зрения[4]. В качестве исторического основания права наследства рассматривались союзы лиц, устраиваемые самой природой, — семьи и роды[5]. Законодательство восприняло доктринальное мнение, что личность наследника определяется самим строением семьи и рода, и как положение лица в этих последних не может быть изменено частной волей индивида, так не может быть изменен ею и предопределенный этим семейным строем порядок наследования[6], вследствие чего в соответствии со Сводом законов Российской империи закреплялось призвание к наследованию по закону всех членов рода, "одно кровное родство представляющих"[7].

В дальнейшем, после Октябрьской революции, понимание наследования по закону как отражения невысказанной воли наследодателя в целом не оспаривалось.

Правоведами институт наследования по закону рассматривался как "наследование без завещания", когда закон, восполняя недостающее волеизъявление наследодателя, должен исходить из его предполагаемой, вероятной воли и призывал к наследованию тех родственников, которых, по мнению законодателя, сам наследодатель в силу врожденного чувства привязанности, основанного на семейной близости, наделил бы наследством, если бы распорядился своим имуществом путем составления завещания[8]. Считалось, что поскольку перечисленные в законе правила отвечали желанию наследодателя, соответствовали его предполагаемому намерению ("молчаливому завещанию"), то он выражал свою волю не путем совершения активных действий — составления завещания, а путем отказа от иного порядка распределения наследственного имущества.

Предполагая, что наследодатель передал бы имущество наиболее близким родственникам, законодательство обеспечивало переход наследства по закону к родственникам не дальше третьей степени родства в прямой нисходящей (дети, внуки, правнуки), прямой восходящей (в 1918—1923 гг. и с 1945 г. — родители, в 1918—1923 гг. и с 1964 г. —дедушка и бабушка, с 2001 г. — прадедушка и прабабушка) и в первой боковой (в 1918—1923 гг. и с 1945 г. — братья и сестры, с 2001 г. — племянники и племянницы) линиях и четвертой степенью — во второй боковой (с 2001 г. — дяди и тети, двоюродные братья и сестры) линии.

При отсутствии указанных наследников имущество как выморочное переходило государству.

Противоположное мнение на наследование по закону также существовало. Так, отмечалось, что, восполняя предполагаемую волю наследодателя, закон вступал в противоречие с теми мотивами, которыми тот при этом руководствовался, в частности в тех обстоятельствах, когда несоставление завещания было связано как раз с отсутствием чувства родственной и семейной привязанности, и что, наделяя этих родственников наследственными правами, закон защищал их от "злой воли и недоброжелательности к ним наследодателя"[9].

Предлагалось при выявлении сущности наследования по закону на первое место поставить не предполагаемую волю наследодателя, а предусмотренные законом обстоятельства, например кровное родство и брак[10].

Так или иначе, но в советский период институт наследования по закону был ориентирован на исключение из числа законных наследников более отдаленных родственников наследодателя, но одновременно на предоставление максимально широких возможностей государству на получение наследственного имущества.

В условиях, когда государственная собственность составляла основу экономической системы страны (ст. 4 Конституции СССР 1936 г.), естественной была заинтересованность государства во всемерном укреплении и приумножении этой собственности. Поэтому вполне объясним не только чрезвычайно узкий круг законных наследников, неявка которых в течение шести месяцев влекла выморочность наследства, но и передача государству имущества, приходившегося на долю наследников, лишенных права наследования или отказавшихся от наследства (в 1923—1945 гг.). Закон устанавливал такие правила посмертного преемства в имуществе лица, не оставившего завещания, которые отвечали сложившейся экономической системе страны, основанной прежде всего на отношениях собственности. Господствующее положение государства в этой системе определяло и его положение на наследственной лестнице как привилегированного наследника[2].

Существовали и иные, отличные от теории "молчаливого завещания", взгляды на наследование по закону.

Так, указывалось, что наследование по закону основывается на социальной заинтересованности государства в определенном распределении имущества наследодателя при отсутствии явно выраженной им воли на этот счет. Причем формирование интереса государства происходит на основе совокупности экономических (сохранение сложившейся структуры потребления общественных благ), семейных (естественная привязанность членов семьи друг к другу и нравственных факторов), а также традиций, сложившихся в обществе[12].

Другие исследователи подчеркивали, что, устанавливая круг наследников по закону и очередность их призвания к наследованию, государство исходит из "наиболее типичных в нашей стране семейно-правовых связей", учитывая, какое распределение наследственного имущества в наибольшей степени выражает интересы семьи и сложившиеся в обществе взгляды[13], либо связывали постановления о наследовании по закону с основанными на веских биосоциальных факторах интересами личности, проявляющимися, в частности в сложившихся естественных связях лиц, получающих наследство, с наследодателем[14].

Внимание к социально-экономическим факторам проявляется в концепции, в соответствии с которой одним из проявлений "социального назначения" наследования является "укрепление экономического строя общества путем обеспечения преемственности имущественных отношений"[15]. Аналогичной точки зрения придерживались исследователи, считавшие, что социальная роль наследования по закону состоит в установлении порядка, в соответствии с которым определяются лица, вступающие в имущественные отношения вместо умершего, и в обеспечении нормального течения экономических процессов[16].

В настоящее время большинство ученых поддерживают взгляд на институт наследования по закону как на выражение предполагаемой воли наследодателя, "молчаливое завещание"[17].

Так, определяя наследование по закону как наследование без завещания или по основаниям, предусмотренным законом, не в соответствии с завещанием (вопреки ему), исследователями указывается, что наследование по закону всего или части наследственного имущества восполняет не выраженную в завещании либо выраженную в нем, но не осуществимую по определенным обстоятельствам волю наследодателя[18]. В этом смысле наследование по закону называют диспозитивным[19].

В то же время после введения в действие части третьей ГК РФ оппоненты данной теории отмечают, что, поскольку законные наследственные права получили родственники наследодателя до пятой степени родства включительно (ст. 1141—1145), обоснование законного наследования семейной близостью и родственной привязанностью нельзя считать удовлетворительным, так как семейно-родственные отношения редко простираются за пределы второй-третьей степени родства[20].

По их мнению, при формулировании норм института наследования по закону на первый план должны выдвигаться интересы экономического строя общества. В частности, положительно оценивается расширение круга наследников по закону как отражение стремления законодателя исключить "перекачку" имущества из частной собственности в государственную как процесса, прямо противоположного приватизации государственной собственности[21].

Все вышеуказанные концепции имеют безусловный научный интерес. Следует признать, что все они представляют ценность для понимания сущности института наследования по закону, поскольку акцентируют внимание на различных гранях этого правового явления.

Представляется, что на современном этапе развития наследственного права законодатель при создании норм о наследовании по закону должен руководствоваться всеми указанными задачами и обеспечить интересы членов семьи умершего[22], особое внимание уделив его близким, нуждающимся в особой социальной защите; учесть семейно-родственные отношения наследодателя, исходя из предположения о наиболее вероятных лицах, которых сам наследодатель призвал бы к наследованию, если бы он выразил свою волю[23]; предотвратить превращение наследственного имущества в выморочное; защитить социально-экономические интересы общества и государства в целом.

При создании норм о наследовании по закону законодатель должен решить нелегкую задачу поиска оптимального баланса между всеми указанными задачами.

Итак, наследование по закону представляет собой порядок наследственного правопреемства, при котором переход имущества к наследникам умершего определяется не в соответствии с его завещательными распоряжениями, а в соответствии с правилами законодательства.

При наследовании по закону воля наследодателя не участвует в формировании условий и порядка наследования, которые определяют круг наследников, очередность призвания их к наследованию, размеры долей участия наследников в наследстве, преимущества при наследовании и др. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, прямо установленных законом (ст. 1111 ГК РФ)[24].

Наследование по закону наступает, если, например, наследодатель не оставил завещания; или отменил составленное им завещание либо завещание было признано судом недействительным; или завещание составлено в отношении только части наследства, ввиду чего оставшаяся незавещанной часть наследства переходит к правопреемникам в порядке наследования по закону; или завещание содержит иные распоряжения, которые не устраняют наследования по закону в целом, как, например, распоряжение о завещательном отказе, возложенном на одного из наследников по закону, при отсутствии в завещании других указаний, изменяющих порядок наследования по закону, либо распоряжение, лишающее определенного наследника по закону права наследования, но не отменяющее других правил наследования по закону, и пр.

Однако даже при наличии неотмененного и не признанного недействительным завещания наследование по закону может иметь место. Так, например, независимо от воли завещателя происходит наследование обязательной доли в наследстве (ст. 1149 ГКРФ).

По закону переходит к наследникам право на наследство в случае признания наследника по завещанию недостойным (ст. 1117, 1161 ГК РФ). Наследование по закону будет иметь место, если наследники по завещанию не приняли наследство или отказались от него.

Наследованием по закону является и наследование выморочного имущества (ст. 1151 ГК РФ).

Принципы наследования по закону можно сформулировать следующим образом:

1) наследование по закону наступает при отсутствии правовых оснований для наследования по завещанию. То есть наследование по завещанию имеет приоритет перед законным порядком наследования;

2) ОГЛАВЛЕНИЕ правил наследования по закону должно соответствовать как частным интересам обеспечения прав членов семьи наследодателя, так и публичным интересам государства и общества. Частные интересы обеспечиваются призванием к наследству родственников наследодателя, а публичные — возможностью наследования государством и иными публичными образованиями имущества, оказавшегося выморочным;

3) наследники по закону наследуют в равных долях. Все наследники, наследующие на основании закона, имеют равные права наследования, независимо от пола, гражданства или имущественного положения. Наследники на основании закона приобретают равные права на наследственное имущество наряду с наследниками по завещанию. То есть при том, что наследование может осуществляться по различным основаниям, правовые последствия в результате осуществления правопреемства будут равны, без дискриминации в отношении наследников по тому или иному основанию;

4) при наследовании по закону учитываются не только отношения родства, но и брачные отношения. Наследственные права супруга наследодателя подлежат защите и обеспечению, переживший супруг не устраняется от наследования родственниками наследодателя;

5) особым, социально значимым принципом наследования по закону является правило об обязательной доле в наследстве;

6) усыновленные и усыновители наследуют по закону наравне с родственниками наследодателя по происхождению;

7) призвание к наследованию по закону осуществляется в порядке очередности, основанной на приоритете очереди, состоящей из более близких родственников наследодателя. Очередность наследования определяется по основаниям личной связи наследников с наследодателем — брака и родства, усыновления, а также семейных отношений свойства (отношения родственников одного супруга и родственников другого супруга) и предоставления наследодателем содержания наследнику.