Наследование специальных задатков

Под специальными понимаются задатки к определенному виду деятельности. Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами. При сильной выраженности подобных задатков они проявляются в раннем возрасте, если человеку предоставляются необходимые условия для их реализации. Специальными являются музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные задатки и др.

Почти все высокоодаренные дети проходят обычную школу, перешагивая через класс, а иногда и через два-три. Сообщения о малолетних учениках и студентах не редкость сегодня. Средства массовой информации постоянно сообщают нам о феноменальных способностях детей и подростков. Они прекрасно играют в шахматы, читают, считают, разговаривают на иностранных языках, а их достижения в сфере искусства и спорта фиксируют олимпиады, конкурсы Евровидения, фестивали, выставки и др. Каждый университет сегодня может похвастаться несовершеннолетними студентами.

Наследование социальных задатков

Достаточно ли одних врожденных задатков, чтобы ребенок успешно продвигался в учебе? Говоря математическим языком, это условие необходимое, но недостаточное. Хотя, конечно, если ребенок получит от своих родителей хорошие задатки, это существенно облегчит ему дальнейший прогресс развития в определенной области. Однако кроме биологической наследственности существенное влияние на развитие человека оказывает наследственность социальная, благодаря которой новорожденный человек активно усваивает социально-психологический опыт родителей и всех, кто ее окружает (язык, привычки, особенности поведения, нравственные качества и т.д.). Понятие социального наследования ввел в научный оборот Η. П. Дубинин.

Наследование моральных задатков

Ведущим положением советской педагогики долгое время было утверждение о том, что моральные качества личностиненаследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупым, а тем более ни злодеем или преступником. Детиненаследуют моральных качеств родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Каким станет человек, полностью зависит от среды и воспитания. Расшифровывая генетические программы, ученые не обнаружили там ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, равно как и других генов, причастных к нравственности.

Тогда почему многие серьезные ученые придерживаются теории "врожденного зла"? И справедлива ли пословица, дошедшая до нас из глубины веков, о том, что яблоко от яблони недалеко падает? В западной педагогике доминирует точка зрения, согласно которой нравственные качества человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми; природой человеку дается драчливость, агрессивность, жестокость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Мичерлик и др.). Основанием для подобных выводов служат данные, полученные при изучении поведения человека и животных. Если наука признает наличие инстинктов и рефлексов у животных и людей (И. П. Павлов), а инстинкты наследуются, то почему их наследование людьми должно приводить к действиям, отличным от действий животных? Так перебрасывается мостик от поведения животных к человеческому поведению, которое в целом ряде случаев признается инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. Вопрос этот очень сложный, и к его решению нужно подходить с большой осторожностью. Тем не менее в последнее время все более определенную, хотя и осторожную позицию о генной обусловленности социального поведения заняли и отечественные специалисты. Академики П. К. Анохин, Η. М. Амосов и другие видные ученые открыто высказываются в пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения.

Как биологический вид человек подвергся очень незначительным изменениям за всю известную людям историю своего развития. Это еще одно веское доказательство неизменности человеческой природы, жесткой генной регламентации человеческой сущности. Изменение вида человека может произойти лишь тогда, когда ученые получат средства для практического вмешательства в генный код. Что таят в себе подобные попытки – благо или зло, к чему они могут привести, сейчас трудно предположить.