Наследники как субъекты патентных прав

Переход исключительных прав на изобретение, полезную модель или промышленный образец по наследству подчиняется общим правилам наследования. Так, для того чтобы право на патент перешло по наследству, наследник по закону должен иметь свидетельство о праве на наследство, выданное соответствующей нотариальной конторой или нотариусом.

Наследник по завещанию также должен иметь свидетельство о праве на наследство, основанное на завещании. Во всех случаях должен быть прямо указан конкретный патент, который переходит по наследству, либо право его получения. Такое указание может быть сделано и в общем виде (в наследственную массу в этом случае входят также все патенты на изобретение, полученные наследодателем).

Следует отметить, что патент может переходить от одного лица к другому не только добровольно, но и принудительно (по решению суда) при рассмотрении споров, которые в п. 1 ст. 1406 ГК РФ названы спорами об установлении патентообладателя. В частности, такими спорами могут быть споры о правах на служебные изобретения, а также споры об установлении патентообладателя в связи с возможным присвоением авторства на изобретение. В последнем случае истец – действительный автор изобретения имеет право требовать не только признания своего авторства, но и установления его в качестве патентообладателя на основании указанной статьи.

Патентообладателем могут стать Российская Федерация и другие публично-правовые образования (субъекты РФ, муниципальные образования) в частности в результате наследования по завещанию, а Российская Федерация может унаследовать исключительные права на изобретение, полезную модель или промышленный образец в качестве выморочного имущества.

Публичные образования как субъекты патентных прав

Возможны ситуации, когда изобретение, полезная модель или промышленный образец будут созданы при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту для федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ или муниципальных нужд. В частности, это возможно при выполнении государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (ст. 763 ГК РФ).

В таких случаях субъектами данных отношений являются государственные или муниципальные органы.

По договору подряда для государственных или муниципальных нужд выполняются строительные, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования и финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников. Эти работы осуществляются на основе государственных и муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд.

Правовыми актами, регулирующими данный договор, являются Федеральный закон от 13.12.1994 № 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" и Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов на строительство объектов для государственных нужд, утв. постановлением Правительства РФ от 14.08.1993 № 812. Следует также учитывать нормы Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В качестве заказчика в этом договоре выступает государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, имеющая право распоряжаться такими ресурсами (министерства, федеральные службы, предприятия). Подрядчик– юридическое или физическое лицо, имеющее статус предпринимателя и соответствующую лицензию на занятие строительной деятельностью, которое определяется на конкурсной основе путем проведения подрядных торгов.