Нарушения динамики мыслительной деятельности

Болезненные состояния мозга приводят чаще всего к динамическим нарушениям мышления.

Характерная особенность лабильности мышления заключается в неустойчивости способа выполнения задания. Уровень обобщения больных не снижен, операции сравнения, переноса не нарушены, но адекватный характер суждений не устойчивый. Достигая в отдельных случаях высокого уровня обобщения, больные эпизодически сбиваются на путь неправильных, случайных сочетаний. Такие нарушения мышления, выражающиеся в чередовании адекватных и неадекватных решений, не приводят к грубым нарушениям строения мышления. Они лишь на какой-то отрезок времени искажают правильный ход суждений.

В более глубоких формах проявления лабильности нарушение динамики мышления носит более стойкий характер, изменяет само его строение. Осмысление ситуации, возможность анализа и синтеза у этих больных часто не нарушены, однако выполнение любого экспериментального задания не вызывает определенной стратегии их мышления. Больные не задумываются над вопросом, адресованным к ним, не вникают в смысл задания. Они импульсивно приступают к выполнению.

Неустойчивость способов выполнения работы достигает у некоторых больных чрезвычайно утрированной формы -повышенной "откликаемости". Они не только не в состоянии удерживать ход своих суждений в установленном ранее направлении, но и начинают реагировать на любой раздражитель, к ним не адресованный.

Инертность мышления

В основе данного нарушения лежит инертность связей прошлого опыта. В этих случаях больные не могут менять избранного способа своей работы, изменять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Замедление мышления характеризуется бедностью ассоциаций, заторможенностью ассоциативного процесса. Больные с такими явлениями часто жалуются на то, что у них "часами не бывает никаких мыслей в голове".

"Запаздывающие" ответы представляют собой существенное отклонение нормального протекания ассоциативного процесса. Больной отвечает не на предъявляемое слово, а на прежнее. Это свидетельствует о том, что следовой раздражитель имеет большее сигнальное значение, чем актуальный.

Персеверация мышления — патологическое застревание, задержка на одних и тех же представлениях, что проявляется в циклическом повторении или настойчивом воспроизведении, часто вопреки сознательному намерению, какого-либо действия, мысли или переживания. Чаще всего больные могут правильно ответить на какой-либо вопрос, а потом повторить тот же ответ или часть его.

Вербигерация — бессмысленное, нередко ритмическое повторение одних и тех же слов, реже фраз пли их обрывков.

Нарушения процесса саморегуляции познавательной деятельности

Нарушения саморегуляции выражаются в невозможности целенаправленной организации своих мыслительных действий. Например, расплывчатость, нецеленаправленность.

В качестве одного из важнейших аспектов саморегуляции мышления А. Б. Холмогорова рассматривает ее рефлексивный аспект, связанный с процессом осознания, проверки, перестройки и выработки субъектом средств и способов деятельности. По мнению А. Б. Холмогоровой, саморегуляция может быть направлена на мобилизацию внутренних ресурсов для разрешения содержательного затруднения (решения проблемы или задачи) или же на уход из конфликтной ситуации затруднения (отказ от дальнейшего решения и стремление дискредитировать задачу или же оправдать себя). В соответствии с этим выделяются две функции саморегуляции познавательной деятельности — мобилизующая (продуктивная с точки зрения регуляции мышления) и защитная (непродуктивная).

У больных происходит ослабление процесса саморегуляции мышления, выражающееся в нарушении конструктивной и мобилизирующей функций при относительной сохранности контрольной и активизации защитной. Больные способны к контролю своих действий только тогда, когда они действуют в условиях сформированность эталона действий. При необходимости самостоятельной выработки нового способа действия и перестройки прежнего у больных не происходит осознания неадекватности своих действий, и, по существу, перестройка не происходит. В ситуации затруднения активизируются защитные формы поведения: уход из ситуации под различными предлогами, отказ от продолжения решения наступает значительное раньше, чем в норме. Снижение осознанности мыслительных действий, отсутствие направленности на разрешение содержательного затруднения отрицательно влияют на общую продуктивность мыслительной деятельности.