Народы Юго-Восточной Азии

Это островной и полуостровной мир на морских путях из Европы и Ближнего Востока в страны Восточной Азии, поэтому давно разведанный путешественниками и исследователями. Географически к Юго-Восточной Азии относятся п-ов Индокитай с Малаккой, крупнейший в мире Малайский (Индонезийский) архипелаг, Филиппинские о-ва, западная часть о-ва Новая Гвинея (Ириан-Джая).

Существует отчетливо выраженное подразделение на две ИЭО – континентальную – Индокитай и островной мир.

Индокитай. Для полуострова характерен сильно изрезанный ландшафт. На севере простираются в меридиональном направлении высокие горы, которые понижаясь к югу, разбиваются на отдельные отроги и хребты. На юге полуострова в дельтах крупных рек и в межгорных котловинах расположены низменности с плодородными почвами. В горах, а отчасти и в долинах сохраняются массивы высокоствольных лесов – вечнозеленых и тропических листопадных. На п-ове Индокитай расположено пять государств – Мьянма, Таиланд, Лаос, Камбоджа, Вьетнам.

С III тыс. до н.э. на территорию Индокитая началось переселение монголоидов с севера. С этого времени регион считается местом сложения южных монголоидов как результат смешения австралоидного субстрата и континентальных монголоидов. С начала II тыс. до н.э. на Индокитайский п-ов начинают проникать предки таиязычных и монкхмерских народов.

Для Индокитайского п-ова характерна исключительная полиэтничность. Несмотря на то, что народы Индокитая живут в сходных географических условиях и в непосредственной близости друг от друга, имеют много общего в культуре, но говорят на различных языках. Это тибето-бирманская группа синотибетской языковой семьи – на этих языках говорят бирманцы – основное население Мьянмы, а также свыше десятка малых народов региона – карены, чины, качины и др. На языках тайской семьи говорят основные народы Таиланда кхонгаи, или сиамцы и лао Лаоса. Вьеты, основное население Вьетнама, говорят на языке австроазиатской семьи. К австроазиатским языкам относится язык основного населения Камбоджи кхмеров, а также многочисленные группы горных кхмеров.

По вероисповеданию бо́льшая часть населения полуострова являются буддистами, исповедующими буддизм системы тхеравада, близкой индийскому, сохраняются многочисленные пережитки представлений, в основном анимистического плана.

У основных народов региона многие культурные характеристики совпадают – это касается традиционных занятий, материальной культуры, основ мировоззрения. Это, как уже отмечалось, связано с территориальным соседством, общностью экологических условий, в результате чего у бирманцев, лао, сиамцев, кхмеров сложились устойчивые традиции, во многом общие, за исключением вьетов, для всех этих народов.

Основу традиционного хозяйства народов Индокитая составляет орошаемое пашенное земледелие. Основной культурой является рис, для которого имеются необходимые условия – жаркий климат и обилие влаги. Риса насчитывается несколько сотен сортов, в том числе твердого и клейкого (с непрозрачным зерном), плавучего, быстрорастущего. Благодаря экваториальному климату интенсивное хозяйство можно вести круглый год, часто удается выращивать два урожая – основной, более обильный, осенний и весенний. В Таиланде рис является основной экспортной культурой, менее интенсивно земледелие у камбоджийских кхмеров. Рис сажают рассадой, которую выращивают на заранее отведенном, хорошо удобренном участке, а затем переносят на залитое водой основное ноле, которое разделено на "чеки" – клетки, отделенные друг от друга земляными валиками. Поле предварительно вспахивают (обычно неглубоко) и боронуют. Основой рисоводства является ирригация – повсюду можно видеть систему дамб, каналов, запруд. В горах сеют суходольный рис, но и там увеличивается число орошаемых террас, при которых вода поступает с верхних ступеней на нижние, орошая их по очереди.

Большое значение имеет кукуруза (маис) и клубнеплоды – батат, таро, маниок. Другие зерновые (ячмень, просо, пшеница) выращиваются горными народами. Широко распространены бобовые и масличные культуры. Из технических культур на первом месте стоят каучуконосы. По добыче латекса регион занимает одно из первых мест в мире. То же относится к кокосовой пальме, копру производят практически все народы. Культивируются кофе, чай, сахарный тростник, хлопок. Обрабатывают землю с помощью легкого плуга – безотвального и с отвалом, в качестве тягловой силы используют буйволов и быков породы зебу. На плодородных землях долин крупных рек прекрасно растут плодовые – бананы, цитрусовые, ананасы и др.

На втором месте после земледелия у ряда народов (сиамцы, вьеты, бирманцы) стоит рыболовство – морское, речное и озерное. У вьетов широко развито разведение рыбы в прудах и искусственных водоемах, все народы разводят рыб в чеках – залитых водой полях. Развитие скотоводства в равнинных районах, где земля занята под сельскохозяйственные культуры, сдерживается ограниченной естественной кормовой базой. Разводят в основном рабочий скот и свиней, а также домашнюю птицу. В некоторых горных районах держат коз, иногда лошадей. Молочное животноводство не получило развития, так как многие народы традиционно не пьют молока.

У всех народов существуют богатые традиции, в основном домашнего ремесла. Традиционными ремеслами являются плетение, работы по дереву, ткачество, кузнечное дело. Есть и такие специфические виды как изделия из бумаги, резьба по скорлупе кокоса, резьба по драгоценным камням. Многие изделия художественного ремесла идут на экспорт или раскупаются туристами, что приводит к снижению качества изделий. Ручное ремесло все более вытесняется фабричными изделиями, например, распространение искусственного шелка, сохраняются лишь те отрасли, которые пользуются спросом на внешнем рынке, например тонкие шелка у сиамцев.

В материальной культуре проявляется сходство основных ее элементов у большинства народов Индокитая за исключением вьетов, у которых отмечаются многочисленные следы китайского влияния. Поселения у большинства народов преимущественно линейные по рекам и побережьям, у вьетов по трактам, в горных районах встречаются скученные, иные, в зависимости от экологии места и расположения полей. Жилища каркасно-столбового типа, четырехугольные в плане. У бирманцев, лао, сиамцев и кхмеров дома возводятся на сваях. Этот тип жилища экологически обусловлен обитанием вблизи воды, переувлажненностью почвы. Сваи изготовляются из твердого материала (тик и др.), бо́льшая часть других элементов конструкции (пол, стены), из бамбука, который является широко распространенным материалом. Крыши обычно двускатные или четырехскатные, кроются листьями пальмы или соломой. Существует два основных типа свайного жилища – более древний длинный дом азиатско-океанического типа, который поныне сохраняется в основном у ряда горных народов, к нему относят также один из типов кхмерского жилища (птах-рондоль). Характерные признаки такого дома – длина больше ширины, с увеличением числа семей такой дом может расти в длину, общая крыша для всех пристроек. Внутри дом делится на две продольные части – одна разделена на отдельные семейные ячейки, другая представляет собой единый длинный коридор, куда выходят двери семейных комнат. Внешняя стена дома бывает закрыта лишь до половины. В таких домах ранее селилась община (или се часть).

Другой тип жилища, который преобладает у равнинных народов Индокитая, – платформенный дом с тенденцией развиваться не в длину, а в ширину. Его пристройки, встраиваемые по фасаду, имеют каждая свою отдельную крышу. В таких домах основу конструкции составляет перекрытие пола, общая платформа, откуда и название этого типа жилища. Сваи в таких домах бывают разной величины – более короткие, на которые настилается пол, и ряд высоких, поддерживающих крышу. Крыши обычно двускатные. Исключение составляет кухонная пристройка – у нее сваи обычно более низкие, а крыша односкатная. Пространство под полом, между сваями используется для содержания скота и хранения крупных предметов (сельскохозяйственный инвентарь и пр.). Стены представляют собой плетеные из полос бамбука маты, на доски пола постилают циновки. Кхонтаи часто украшают свои дома резьбой – это голова змеи или дракона. Кхмеры любят покрывать сваи древесным соком, тогда они выглядят, как лакированные. Внутреннее убранство традиционного дома очень скромно, сидят и спят на циновках. Необходимая кухонная утварь обычно изготовляется из глины или бамбука. Около дома бывает небольшой огород, несколько фруктовых деревьев.

От описанных построек, которые в основных чертах сходны у большинства крупных народов Индокитая, отличаются дома вьетов. Застройка у них или вдоль рек и дорог, или кучевая. Жилище представляет собой квадратную в плане усадьбу, окруженную живой изгородью. Дом находится в глубине, вокруг – хозяйственные постройки. Дома у вьетов наземные, четырехугольные в плане. Стены представляют собой бамбуковые решетки, обмазанные глиной, смешанной с соломой, крыши чаще двускатные. Пол земляной, приподнят несколько выше двора. Обязательным элементом традиционного жилища был алтарь предков. Очень разнообразны жилища горных народов, обычно свайные, с самыми причудливыми формами крыш. Именно в горах можно встретить такие типы, которые на равнинах исчезли или исчезают (пример длинного дома). Одежда народов Индокитая очень многообразна по цвету и отделке, но в своей основе имеет много общего. Основная тенденция развития костюма состоит в постепенной смене несшитой распашной одежды сшитым костюмом. Одновременно все глубже проникают европейские влияния, хотя они в бо́льшей степени дают себя знать в городах и среди молодежи. Традиционная несшитая одежда – широкое полотнище ткани, оборачиваемое вокруг бедер и идущее между ног, обычно до колен ("самиот" у кхмеров, "панунг" у кхонтаи). Чаще по праздникам используется "саронг" – то же полотнище ткани, но сшитое в виде цилиндра и из-за ширины уложенное складками у пояса. Поверх саронга многие носят легкие брюки. Лаосцы носят короткие сшитые штаны. Плечевую одежду составляет с полами, соединенными в стык, куртка, голову повязывают шарфом, иногда (лао) такой же шарф носят на поясе. Одежда отличается цветом. У кхмеров преобладает черный цвет или черно-белая клетка, у таи более яркие тона, у вьетов одежда темная и однотонная. У женщин поясная одежда тот же сампот или саронг, грудь прикрывает облегающая кофточка, часто длинная, заправленная в юбку. Теперь женщины часто носят сшитые длинные юбки. Если у кхмеров преобладает черный цвет, то женский костюм лао и таи отличается яркими тонами – голубым, розовым и пр. Лао украшают костюм красочным вышитым узором. Исконность несшитой одежды, диктует в поздней сшитой, наличие распашных кофт. В бирманском женском костюме имеются пришивные рукава, которые надеваются отдельно. Женщины укладывают прически, особенно пышные у бирманок, у которых сохраняется традиция, когда в прическу матери вплетаются волосы сыновей, когда их стригут, согласно буддийской традиции, при начале ученичества. Обычная обувь и мужчин, и женщин – сандалии. Женщины носят ручные и ножные браслеты, ожерелья, серьги. Мужчины кхонтаи и лао украшают костюм серебряными пуговками в виде шариков.

Во Вьетнаме костюм отличается от вышеописанных. Повседневная крестьянская одежда очень проста по фасону и покрою и лишена всяких украшений и вышивок. На нее идут хлопчатобумажные ткани темно-синего или темно-коричневого цвета, шьют ее обычно деревенские портные. У мужской и женской одежды общие элементы: штаны и куртка, но в деталях имеются отличия. Женщины под курткой носят лиф-нагрудник, куртка распашная, без подкладки, с двумя накладными карманами, застегивается на правую сторону. Праздничная одежда женщины – платья-халаты с узкими рукавами и воротником-стойкой. У мужчин встречаются куртки типа кителя, с накладными карманами и отложным воротником. В жаркую и дождливую погоду носят соломенные конические шляпы, женщины накрывают голову темными хлопчатобумажными платками. Наиболее распространенная обувь – деревянные сандалии, босоножки. Современная одежда стандартизирована, в городах одеваются по европейскому образцу – шорты и рубахи у мужчин, разноцветные платья, юбки и блузки у женщин.

Основу питания всех народов Индокитая составляет рис, который варят несоленым, иногда – на пару. Едят его с различными приправами – овощными, рыбными, мясными. Многие праздничные блюда делаются из клейкого риса, который особенно распространен у горных народов. Деликатесным является рис, сваренный на костре в бамбуковом колене. На втором месте после риса стоит рыба. На мясо нет ограничений – они касаются только буддийских монахов. Наиболее популярна курятина, у вьетов любимая пища (как и у ханьцев) поджаренная свинина, в горах едят мясо диких животных. Из-за близости южных равнин и лесов, доступными являются различные дикорастущие растения, ароматные травы, которые особенно любимы кхмерами. Излюбленной приправой к рису является острый рыбный соус, изготовленный из ферментированной рыбы и обладающий сильным, непривычным для европейцев, запахом ("нгапи" у бирманцев, "прахок" у кхмеров, "нампла" у сиамцев и др.). Деликатесом считаются такие блюда как гусеницы у вьетов, черепашье мясо, кузнечики, лягушки у кхмеров и некоторые другие. У отдельных народов в меню присутствуют супы; у кхмеров с ароматными травами, чесноком, лимоном, прозрачные у бирманцев. Традиционно большинство народов не пьют молоко. Особо стоят праздничные блюда, где обильно представлены сладости, изделия из клейкого риса. Распространено жевание бетеля. Едят обычно руками, только вьеты палочками.

Социальная организация. Практически у всех крупных народов Индокитая община как основная форма деревенской организации уже не существует. Она сохраняется как административная форма, во многих деревнях можно видеть признаки расселения по родственным группам. Староста следит за сбором налогов, организацией государственных работ, осуществляет суд по нормам обычного права. Кое-где имеются общинные земли (Камбоджа), но они связаны в основном с ритуально-церемониальными функциями. Сохраняются традиции общинной взаимопомощи, но постепенно вытесняются отношениями аренды и найма. У некоторых народов еще можно заметить пережитки архаичных форм: трехродового союза у лао, левирата и сорората у кхонтаи.

Преобладающей формой семьи является малая моногамная. В прошлом была распространена большая семья, но у всех равнинных народов она уступила место малой. Преобладает патрилинейность и патрилокальность, у кхмеров существует билатеральный счет родства. Нередко наблюдаются отступления от обычных норм, связанные с пережитками матрилинейных отношений: матрилокальное поселение новобрачных (временное, при браке отработкой), случаи наследования имущества или его части дочерьми и т.д. Положение женщины в семье достаточно высокое, она пользуется уважением у всех членов семьи. Вьетская семья в еще сравнительно недавнем прошлом, хотя была тоже малой по форме и вела отдельное хозяйство, строилась на неограниченной власти отца. Сыновья могли отделяться только после его смерти или с его согласия, по и после отделения взрослых детей отец распоряжался их имуществом.

Хотя, как правило, браки заключаются по обоюдному согласию молодых, родители принимают деятельное участие в сватовстве и организации свадьбы. Брачные переговоры растягиваются на довольно продолжительное время, нередко жених проходит некий испытательный срок, работая в доме будущего тестя. Церемония бракосочетания, как правило, происходит в доме невесты, празднество совершается по буддийскому ритуалу. Рождение ребенка – всегда радость, принимаются всяческие меры, чтобы обезопасить первые годы его жизни от злых духов. Девочки воспитываются дома, при матери, мальчики же должны проходить строгую дисциплину послушничества в буддийском монастыре.

Духовная культура. Основная религия большинства народов Индокитая – буддизм системы хинаяна – "малая колесница", который в Индокитае именуется тхеравада. Исключение составляют вьеты, которые, как и ханьцы, исповедуют буддизм махаяну – "большую колесницу". До сих пор религия оказывает большое влияние на общество. Так, в Камбодже насчитывается более 100 тыс. буддийских жрецов и монахов, больше половины из них постоянные священнослужители, остальные, временные ученики. В Лаосе существует почти 2 тыс. монастырей и пагод, около 20 тыс. монахов, в Таиланде – до 200 тыс. храмов и святилищ. Монастыри играют важную роль в жизни, поскольку существует так называемое временное монашество, когда каждый мальчик, во имя спасения души, должен провести некоторое время в монастыре. Период такого послушничества имеет ограниченный срок: три месяца, три года, сезон, или даже несколько дней. Пострижение юноши в ученики заменило древний круг инициационных обрядов. Буддийский храм или монастырь – не только религиозный центр, но и место отдыха, бесед. Здесь имеется учитель, нередко духовная школа для мальчиков, имеется врач, знаток народной медицины, сюда по вечерам собирается молодежь для танцев и старики для бесед. Не прошедший послушничества не считается полноценным мужчиной.

В первых веках нашей эры в регион проник брахманизм, свидетельством которого является величайший храм Ангкор-ват, посвященный шиваитскому культу, покрытый барельефами, рисующими жизнь и героев ангкорской Камбоджи. Некогда господствовавший в Камбодже брахманизм сейчас сохранился только в стенах королевского дворца. Влияние древней индийской культуры дает себя знать и в Таиланде, в мифологии которого живут многие персонажи индийского эпоса. У вьетов в религиозной сфере отчетливо сказывается влияние Китая – не только в махаянском толке буддизма, но и веяниях даосизма и конфуцианства, которые проникали во Вьетнам. Наиболее зримо они сохранились в основном в храмовых постройках, где можно одновременно видеть статую Будды, тут же – Конфуция и его учеников.

Все народы, будучи буддистами, в то же время сохранили многие древние анимистические верования и объекты поклонения. Верят в духов – хранителей и хозяев природы, духов болезней и многих других. Распространена вера в магию. У всех народов имеется множество праздников, и пришедших из древности, и современных. Многие из них связаны с жизнью Будды, традиционны календарные сельскохозяйственные праздники, когда приносят жертвы своим древним духам-покровителям. Очень богато и красочно искусство местных ремесленников, скорее художников – резчиков по камню, ювелиров, мастеров лакового дела и фресковой живописи, изготовителей оружия.

Республика Индонезия, которая возникла как самостоятельное государство 17 августа 1945 г., занимает бо́льшую часть крупнейшего в мире Малайского архипелага. Хотя Индонезию принято называть "страной трех тысяч островов", их насчитывается свыше 13 тыс. Слово "Индонезия" переводится как "Островная Индия", поскольку Индия оказала заметное влияние на культуру своего островного соседа.

Заселены острова крайне неравномерно: на Яве, до 500 чел. на 1 кв. км, на Калимантане – 7–8 чел. Индонезия – одна из областей земного шара, где обитали древнейшие предки человека, в частности, яванские питекантропы. На рубеже новой эры в наиболее развитых районах (Ява, Суматра) предки современных индонезийцев уже имели развитую культуру рисосеяния, были искусными мореходами. Между отдельными островами и соседними странами существовали регулярные морские связи. Роль индийской культуры в древней и средневековой истории Индонезии была очень велика, о чем свидетельствуют сохранившиеся до наших дней памятники архитектуры. Не менее древними, хотя не столь интенсивными были и связи с Китаем. В I тыс. н.э. на Яве и Суматре появились первые княжества. Правители складывающихся государств были заинтересованы в насаждении новой идеологии, которая узаконила бы наследственность власти, а также атрибутов государственных образований в виде титулов, ритуала, внешней символики и т.д. Все это пришло в Индонезию из Индии. Элементы индийской культуры принесли с собой проповедники брахманизма и буддизма, бежавшие от междоусобиц феодалы, торговцы. В стране, в основном при дворе, утвердились основные религии Индии – брахманизм, затем индуизм, буддизм. В VII в. возвысилось государство Сривиджайя с центром на Восточной Суматре, ставшее мировым центром буддизма. На Яве немного позже ведущие позиции занял шиваизм. От него остался комплекс шиваитских "чанди" (небольших храмов) на плато Диенг. В это же время получил распространение буддизм, о котором свидетельствуют памятники Боробудура. Вершиной государственного развития средневековой Индонезии стало государство Маджапахит, распространившее свое влияние на большую часть островов с центром на Яве (XIII–XIV вв.). В это же время в Индонезию начинает проникать ислам, который в достаточно короткое время стал основной религией индонезийцев.

Современное население Индонезии складывалось на однородной расовой основе, подавляющее большинство принадлежит к южноазиатской, или южно-монголоидной, расе, которая является результатом смешения монголоидов и австралоидов. Принято выделять два типа в границах этой расы. Более древний, где заметнее австралоидный субстрат, – протомалайский или индонезийский (даяки, ниасцы, тораджи и др.) и так называемый дейтеромалайский, где монголоидные черты преобладают (яванцы, балийцы, минангкабау и др.). Новогвинейские папуасы относятся к особому типу австралоидной расы, так же как и небольшая группа меланезийцев

Новой Гвинеи и Молуккских о-вов. На Малакке, которая тяготеет к островному миру, сохранилась небольшая группа негритосов.

Этнический состав страны отличается большой пестротой. Шестнадцать крупных народов имеют численность свыше миллиона, а многие десятки других относятся к числу малочисленных этносов. Отметим, что общая картина этнического состава сходна с индийской и отлична от индокитайской, где в каждом государстве имеется один преобладающий этнос при обилии племенных групп. На каждом из островов живет по нескольку народов, при этом, как и в расовом отношении, языковая принадлежность их однородна – практически абсолютное большинство говорит на аустронезийских (малайско-полинезийских) языках. Особую группу составляют папуасские языки (неклассифицированные).

Самые крупные народы сосредоточены на о-ве Ява – это яванцы, сунды и мадурцы, основные народы Суматры – минангкабау, батаки, аче, центр Калимантана занимает группа малых народов, которые известны под собирательным названием даяки, точно также собирательным термином являются тораджи, объединяющие группу племен и народностей центральной части Сулавеси. По побережьям Суматры, Сулавеси, Калимантана и более мелких островов живут малайцы, которые обычно именуются по той местности, которую они населяют, оранг-лауты и пр. На о-ве Бали живут балийцы. Полуторамиллионное население Молуккских о-вов состоит из десятков малых этносов (амбонцы и др.). Ириан Джайя населена многочисленными племенами папуасов. В Индонезии много китайцев – они живут преимущественно на Яве и в крупных городах. Преобладающей религией индонезийцев является ислам, на Бали исповедуют так называемый "балийский индуизм". Повсюду сохраняются остатки старых народных верований, на Яве индийских. У ряда народов получило распространение христианство (батаки и др.).

Традиционное хозяйство. Главной отраслью экономики остается сельское хозяйство. В Индонезии различаются две крупные этнокультурные области – Западная и Восточная. Первая включает Большие Зондские о-ва и о-в Бали. Здесь проживают самые крупные и развитые народы страны, и именно в Западной Индонезии сложились те черты "исконной культуры", которые составляют главную ценность Индонезии (высокий уровень рисоводства, свайные жилища, лодки с балансиром, наличие родовой и общинной организации, театр теней, батик, оркестр-гамелан). Восточная область – Малые Зондские, Молукки, Ириан Джая, населяющие их народы принадлежат в основном к восточно-индонезийской и папуасско-меланезийской расовым группам, население выращивает клубнеплоды, добывают саго. Конечно, и в первой области есть народы, для которых характерны черты второй группы. Главная культура – рис, в первую очередь заливной. Заливные рисовые поля – "савахи" покрывают не только равнинные территории, но и в виде террас поднимаются в горы. Издавна выработалась сложная система дамб, запруд, водохранилищ, которая обеспечивает подачу воды на все уровни. Суходольный рис выращивают на ладангах. Вторая по значению крестьянская культура – маниока, из зерновых культур кукуруза. Народы Малых Зондских о-вов в первую очередь занимаются выращиванием клубнеплодов. На огородах выращивают многочисленные сорта овощей (помидоры, огурцы, капусту и др.). На островах в изобилии растут бананы, ананасы, манго, цитрусовые.

Животноводство развито сравнительно слабо – из-за недостатка пастбищ, как самостоятельная отрасль хозяйства оно выступает только на Малых Зондских о-вах. В основном, в качестве тягла, держат крупный рогатый скот (буйволы, быки-зебу), домашнюю птицу, реже овец и коз. Свиней выращивают только китайцы, христиане и анимисты. Для населения островного мира особое значение имеет морское и речное рыболовство, а также рыбоводство в пресных и соленых прудах. Ловят рыбу также в заливаемых водой савахах, куда до начала посадки риса запускают мальков.

Под плантациями занят небольшой процент земли, но роль их продукции для национального бюджета крайне велика. Здесь главный продукт – каучук, по производству которого Индонезия занимает второе, после Малайзии, место в мире. Второе по важности место занимает масличная пальма, далее идут сахарный тростник, чай, кофе, табак, копра – мякоть кокосового ореха, которая идет на производство масла. Важной статьей дохода являются пряности, которые вывозятся с Малых Зондских о-вов.

Рис, как основной продукт, пронизывает всю жизнь большинства индонезийцев – это главный предмет питания, рисом кормят молодых на свадьбе, при сборе урожая изготовляют "мать риса" – украшенный сноп, которому воздают почести. Пахотные орудия – легкий деревянный, обычно безотвальный плуг, мотыга, широко распространенная в хозяйстве. Иногда, на влажных почвах, на иоле выгоняются буйволы, которые перепахивают землю ногами. Срезают рис серпом или древним орудием ани-ани (пластинка размером с ладонь с вставленным по краю лезвием). Ани-ани придается некое мистическое значение, оно не должно принадлежать одному хозяину. Пароды, которые выращивают суходольный рис (батаки Суматры, даяки Калимантана), пользуются подсечно-огневым методом, выжигая участки под поле в недрах девственных лесов. В их жизни немалое значение продолжает занимать охота и лесные промыслы. Охотятся с собаками, для охоты на мелких зверьков и птиц употребляют "сумнитан" – духовое ружье, которое стреляет отравленными стрелами. Все прибрежные группы малайцев, а также буги и макассары с о-ва Сулавеси, занимаются земледелием, но в их хозяйстве ведущую роль играет рыболовство, а также мореходство и изготовление лодок.

Восточная Индонезия – область преимущественно неполивного земледелия, главная культура – клубнеплоды. Особое место занимает добыча саго. Спелую пальму распиливают на куски и деревянной колотушкой выколачивают сердцевину, долго промывают ее, затем просушивают и полученную муку употребляют в пищу.

В Индонезии можно найти и представителей самого раннего ХКТ – доземледельческих охотников и собирателей. Это акиты, кубу из лесов Суматры, малаккские сенои и семанги, даяки-пенаны. С помощью палки-копалки они добывают съедобные корни и плоды, охотятся с помощью бамбукового копья и примитивных ловушек на птиц и мелких животных.

Индонезийцы всегда славились своим ремеслом, которое в значительной степени удовлетворяло нужды деревенского населения. Ткачество, кузнечество, гончарство, ювелирное дело издавна было известно большинству населения, особых успехов достигли отдельные народы в художественном ремесле, при этом отрасли последнего очень многообразны даже в пределах одного острова. В настоящее время сохраняются те виды промыслов, которые пользуются особым спросом – местные шелка, яванский батик, знаменитые кинжалы-крисы и др.

Материальная культура. Поселение и жилище. В отличие от Индокитая, где при всем этническом многообразии населения полуострова наблюдается много общего в типах и конструкциях жилища, в Индонезии типы жилища и отдельных его деталей отличаются удивительным разнообразием и создают самую причудливую картину. У большинства народов жилища свайные, каркасно-столбовой конструкции, четырехугольные в плане. В качестве материала используется дерево и бамбук, который столь распространен, что для поселенческой культуры Юго-Восточной Азии, сформировалось особое понятие – "бамбуковая культура". Обычно в селении крупных народов имеется мечеть или моленный дом (у балийцев – индуистский храм). Единственным крупным народом, у которого жилища наземные или на невысоком фундаменте, являются яванцы. Пол в их жилище обычно земляной, стены образуют плетеные бамбуковые маты, из бамбука же делается и каркас двух- или четырехскатной крыши, которая кроется пальмовыми листьями.

Жилища балийцев с каменными или глиняными стенами. Каждое хозяйство включает ряд жилых и хозяйственных построек на сваях под двускатными крышами, причем каждая жилая комната тоже представляет собой отдельное строение. В любой усадьбе имеется небольшой семейный храм, несколько святилищ и жертвенников.

Традиционные дома минангкабау – большие красивые строения с массивной крышей из иджука, слегка прогнутой по коньку. Стены и сваи обшиты досками, на которые наносилась богатая резьба. Эти дома, отчасти сохраняющиеся поныне, собственность большой матрилинейной семьи, составляющей особенность социальной структуры минангкабау. Уникальны дома северных соседей минангкабау, батаков. Это свайное сооружение почти скрыто огромной крутой иджуковой крышей с четырьмя фронтонами. Седловидный конек часто бывает украшен резной головой буйвола. Дома знатных лиц имеют украшения в виде нескольких уменьшающихся надстроек, которые повторяют особенности главной крыши. Традиционные дома тораджей покрыты тонкой резьбой по дереву. У даяков встречаются классические длинные дома до 300–400 м длиной. Сейчас их уже не строят, но сохранившиеся руины дают представление об этом типе. И древнейший вид общего дома – общинная хижина андаманских аборигенов с огромной зонтичной крышей, под которой находятся спальные места всех членов группы.

У прибрежных малайцев высокие сваи забиваются прямо в воду, некоторые в качестве жилья используют лодки.

Одежда и украшения. Тропический климат, в котором проживают многочисленные народы Индонезии, диктует многие общие черты одежды. Традиционно это были полотнища тканей, которые оборачивали вокруг стана. Постепенно проникают элементы сшитой одежды, при том, что она конструктивно остается распашной. В последние десятилетия среди городских жителей все более распространяется европейский костюм, хотя национальные формы продолжают существовать у большинства населения региона. У яванцев и других крупных народов Западной Индонезии поясной одеждой является "каин" – длинное полотнище многоцветной ткани, обертываемое вокруг бедер наподобие несшитой юбки. Популярен батик – его носят и балийцы, хотя сами они его не производят. Сшитый в виде цилиндра каин называется саронг, мужчины его носят вместе с легкими брюками. Плечевой женской одеждой является либо, как у яванок, полоса ткани, обертываемая вокруг груди, либо разного рода кофточки, которые обычно носятся навыпуск. У балийцев, и мужчин, и женщин, верхняя часть тела была обнажена, ее покрывали лишь при посещении храма. Мужчины-мусульмане носят небольшие черные шапочки или повязывают голову тюрбаном, женщины собирают свои длинные густые волосы в тяжелый узел. Девушки украшают распущенные волосы цветами.

Пища. Основой питания большинства населения является рис. Чаще всего его готовят на пару, без соли, в плетеной воронке, вставленной в медный сосуд с кипящей водой, рис варят и жарят с кусочками овощей и другими приправами. Особенно вкусен рис, сваренный в кокосовом молоке. Рис – основное блюдо, а рыба, мясо, овощи – приправа к нему. Приправы эти очень разнообразные и достаточно острые, например, смесь из овощей, перца и рыбы или ломтики мяса под специями. Постоянная часть диеты – клубнеплод маниока и из зерновых кукуруза. Маниока и другие клубнеплоды (батат, земляная груша) сменяют рис в качестве основной культуры в Восточной Индонезии, а на Молукках на первое место выступает саговая пальма. Добываемая из тщательно размельченной и высушенной сердцевины, мука используется для всевозможных блюд. Взрослая пальма может прокормить человека в течение целого года. Широко представлены в рационе фрукты – бананы, например, едят не только в сыром виде, но и жарят, и запекают в тесте, используют, в зависимости от сорта, как приправу.

Большое место в рационе островитян занимают рыба и морепродукты. Из рыбы готовят острые соусы, ее жарят, варяг, сушат. Мяса едят немного. Мясо птицы считается деликатесом, свинину едят в основном китайцы, а также балийцы. Молока традиционно не пьют. Даяки и другие лесные жители питаются прежде всего тем, что им дает лес, а также плодами примитивного суходольного земледелия. Из напитков пьют кофе, чай, сок молодой кокосовой пальмы. Алкогольные напитки в традиционной диете не распространены.

Социальная организация. Жизнь большинства народов Индонезии проходит в деревне – яванцы, балийцы и некоторые другие называют ее "деса". У большинства народов сохраняется в той или иной степени деревенская община, в которой еще сильны многие общинные традиции, особенно принцип взаимопомощи (готонг-райопг у яванцев). У балийцев общинная организация сохранилась значительно лучше, чем у яванцев и их соседей. Для нее характерно наличие множества групп и подразделений – "сека", постоянных и временных, выполняющих определенные функции. Специфика балийской десы состоит в том, что владельцы савахов, пользующиеся водой из одного источника, составляют особое сообщество – "субак", в состав которого входят представители разных дес. Таким образом, мы имеем совершенно особый случай делокализованной общины, которая территориально не едина. Другой особенностью социальной организации балийцев является сохранение у них, так называемых каст, точнее "вари". Они проникли на Бали вместе с индуизмом и известны как система тривангса, что предполагает деление верхушки общества на брахманов, кшатриев и вайшья. Население Индонезии (90%) никогда не принадлежало к этим группам, их принято обозначать термином "шудра", или "джаба". По существу, балийские варны вернее называть сословной системой титулов – древней, исконно балийской. По этой системе брахман имеет титул – иду, кшатрий – анак агунг, вайшья – густи. Это довольно типичный для Востока синкретизм, сращение разных пластов культуры.

Исключительно своеобразна социальная структура минангкабау – сочетание пережитков материнского рода с соседско-общинными порядками, исламом и с элементами капитализма. У минангкабау отчетливо прослеживаются практически все элементы структуры материнского рода. Это четыре разросшихся изначальных рода – "суку" и множества их подразделений. Основной хозяйственной и правовой единицей является "паруй" – большая матрилокальная семья, в которую входят потомки общей матери. Мужья живут в своих паруи и навещают жен, проводят с ними ночи, часто питаются вместе, но связь их с кровными родственниками оказывалась сильнее. Характерно, что у их соседей батаков также сохраняется разветвленная родовая организация, но построенная на патрилинейных началах. У даяков отсутствуют родовые группы и какие-либо черты родовой организации. Для них свойственна самоуправляющаяся община соседского типа, ярко выражено чувство племенной общности.

Основная масса населения Индонезии – мусульмане, поэтому в семейно-брачных отношениях у них действуют нормы мусульманского права, которые дополняются традиционными, доисламскими нормами. Преобладает моногамный брак. Исключение составляет небольшое число представителей феодальной знати на Яве и людей, достаточно богатых. Отношения в семье индонезийцев не похожие на классическую патриархальную мусульманскую семью Переднего Востока. В семье равные отношения между мужем и женой, которая является полноправной хозяйкой в доме. Обычно брак заключается по обоюдному согласию молодых, но с обязательным участием родителей. Брачные переговоры у яванцев начинает отец жениха, у минангкабау – семья невесты. Празднуют свадьбу в доме невесты, накануне брак официально оформляется в мечети. Семьи обычно многодетные, рождение ребенка предваряется и сопровождается многочисленными обрядами и праздниками. У яванцев семьи обычно малые. До рождения первого ребенка молодые часто живут у родителей мужа, потом обзаводятся собственным домом. В матрилинейном обществе минангкабау сохраняются большие семьи, ядро которых составляют родственники по материнской линии, которым принадлежат все права на имущество. Мужья составляют пришлую часть, они могут жить с женами, но не имеют право на имущество большой семьи. Вообще для мужчин минангкабау характерна чрезвычайная социальная мобильность, их можно встретить по всей Индонезии, в том числе и в правящих политических органах. Напротив, у балийцев мужчины домоседы, очень редко удаляются от своего острова. В брачных отношениях батаков отчетливо прослеживаются черты трехродового союза. После брака добрачная свобода сменяется строгим соблюдением верности со стороны жены. После замужества женщина переходит в семью мужа и принимает его родовое имя, сохраняя и свое. У балийцев брак патрилинейный и патрилокальный. Обычно один из сыновей, чаще младший, остается с родителями и наследует им. В культуре и социальной структуре даяков и тораджей много общего. И здесь один из сыновей остается с родителями, преобладают малые семьи, которые кроме основной пары включают приемных детей, бездетных теток и пр. На о-вах Восточной Индонезии господствует патрилинейность и патрилокальность. Допускается временное, пока не будет выплачен весь установленный выкуп, поселение мужчины в доме родственников жены. Браки расторгаются легко, без особых церемоний, люди с достатком и здесь могут иметь более чем одну жену.

Всеобщность социальных связей проецируется и на похоронные обряды. Похороны проходят под руководством мусульманского служителя. Особое место отведено погребальным ритуалам в балийской обрядности. Кремация на Бали – пышное и радостное торжество, поскольку после смерти душа вступает в новую, вечную жизнь. К тому же кремация бывает достаточно отдалена во времени от момента смерти, так что острота горя уже отступает. Кульминационным моментом является не само сожжение, а шествие к месту кремации – шумное, многолюдное, с музыкой и танцами. Везут тела в огромных, до 20 м высотой, башнях-саркофагах в форме храмовых меру. Очень сложны и погребальные церемонии у тораджей, у которых сохраняется обычай двукратного захоронения. Тела умерших находятся в гробах в лесу рядом с деревней до праздника умерших, который проводится раз в год после жатвы. Останки завертывают в ткани, а вместо лица кладут деревянную маску. Далее начинается праздник, который длится семь дней, забивают буйволов, танцуют и поют. Останки в гробах помещают в пещеры окрестных гор и холмов, а перед пещерой те, кто имеют средства, ставят искусно вырезанное из дерева изображение умершего.

Религия и верования. Основной религией индонезийцев является ислам, при сохранении доисламских верований. Прежде всего, это анимистические представления о духах-хранителях, злых духах, обожествлении явлений природы, поклонение Матери риса и пр. Среди потомков бывших яван

ских феодалов и в старой интеллигентской среде еще живы элементы индуистской культуры. Балийцы сохраняют верность индуизму, во многом трансформированному в условиях островной изоляции, откуда и наименование "балийский индуизм". Поклоняются богам, пришедшим из Индии, при этом культ Шивы поглотил многие стороны почитания Вишну и других богов. Одновременно чтут духов предков, демонов и великий вулкан Гунунг Агунг, поклоняются отцу-Небу и матери-Земле. Необычайно многообразны обряды, которых в году насчитывается до двухсот. Обычным местом празднеств являются храмы, которых на Бали великое множество. По конструкции они отличны от индуистских. Это два-три открытых двора, окруженных невысокой каменной стеной. Во внутреннем находятся главные святилища меру – жертвенники в форме пагод со многими постепенно уменьшающимися соломенными крышами. У минангкабау, ревностных мусульман, также сохраняются древние верования со следами индуистского влияния. Это представления о множественности человеческих душ и признание наличия души у растений. Отсюда культ Матери-риса, широко распространенный среди многих народов Индонезии.

Очень сложный духовный мир батаков, которые делятся на мусульман, христиан и анимистов. Среди анимистических представлений большой интерес представляет вера в "тонди" (душа и более широко – жизненное начало человека). Считается, что тонди может уйти от человека, ее могут похитить злые духи. Вернуть тонди может колдун-знахарь. Непременным атрибутом колдуна является жезл до 2 м длиной, полый внутри, покрытый резьбой изображающей людей, сидящих на плечах друг у друга.

В народном творчестве яванцев и сундов древние фольклорные местные мотивы причудливо переплетаются с сюжетами, принесенными из Индии. По всей Индонезии большой любовью пользуются рассказы о животных, особенно о хитроумном карликовом олене канчиле. Очень разнообразны произведения устного народного творчества у батаков. Они высоко ценят красноречие и даже устраивают своего рода соревнования между деревенскими ораторами. У всех народов очень популярны "пантуны" – песенные четверостишия. Среди отмеченных культурных ценностей Западной Индонезии необходимо отметить народный кукольный театр и оркестр гамелан. Особой известностью пользуется яванский теневой театр – иначе его называют "театр плоских кожаных кукол – ваянг пурво". Это тростевыс куклы, изготавливаемые из буйволовой кожи с характерными для индонезийской традиции заостренными чертами. Они ярко раскрашены в соответствии с социальным и этическим статусом, к которому принадлежат персонажи. Ведет представление даланг – кукловод, актер, рассказчик и отчасти колдун. Сюжеты пьес обычно воспроизводят эпизоды из Рамаяны и Махабхараты. Широко известен и ваянг голек – театр объемных деревянных кукол. Здесь наиболее распространены сюжеты, восходящие к арабской традиции, повествующие главным образом о пророке Мухаммеде.

Музыка индонезийцев в отличие от музыки большинства народов Востока нолифонична. Оркестр гамелан настолько глубоко вошел в жизнь народов архипелага, что без него не обходится ни один праздник, ни одно театральное представление. В гамелане не менее 18 музыкантов, преобладают ударные инструменты, солирующей выступает род двухструнной скрипки "ребаб". Ведущий ритм задает барабан "кенданг". У всех народов праздники и основные ритуалы обязательно сопровождаются танцами. Очень яркие балийские храмовые праздники, танцы маленьких балийских танцовщиц считаются жемчужиной танцевального искусства. У яванцев популярно танцевальное представление "баронган", в центре которого находится мифический зверь баронг, изображаемый двумя актерами.

Малайзия – молодое государство, которое образовалось в 1963 г. Специфика Федерации Малайзия состоит в том, что она была образована объединением ряда территорий, которые раньше были британскими владениями. Это Западная Малайзия, южная часть п-ова Малакка и Восточная Малайзия, Саравак и Сабах, территории, вытянутые вдоль северного побережья о-ва Калимантан.

Древнейшими обитателями п-ова Малакка считаются семанги, сенои и джакуны. Сеной и семанги австроазиаты по языку, семанги представляют остатки древней негритосской расы, сенои веддоиды. Предположительно, их предки являлись первыми обитателями Малакки, а джакуны, носители австронезийских языков появились здесь во II–I тыс. до н.э. Предки малайцев стали переселяться на Малаккский п-ов уже в раннем Средневековье с восточного побережья Суматры, позднее часть малайцев переселилась на Калимантан.

Малайзия – экваториальная страна с протяженным морским побережьем. Значительную часть территории страны занимают горы и холмы, которые переходят в прибрежные низменности. В стране много полноводных рек. Вдоль побережий идут заросли мангровых. В лесах много полезных растений, растущих в диком виде (бананы, папайя, хлебное дерево и др.), сохраняется богатый животный мир.

Малайзия отличается значительной этнической пестротой. Свыше 50% населения составляют малайцы и родственные им народы: даяки, некоторые выходцы из Индонезии и их потомки, носители аустронезийских языков. Второе место, около 40%, занимают китайцы, говорящие преимущественно на южных диалектах китайского языка. Около 10% населения составляют выходцы из Южной Азии, подавляющее большинство которых составляют тамилы, говорящие на дравидийских языках.

Конфессионально малайцы и другие выходцы из Индонезии являются мусульманами, китайцы исповедуют синкретическую религию санцзяо (конфуцианство, буддизм, даосизм), большинство выходцев из Южной Азии – индуисты. У Малаккских аборигенов и части даяков господствуют анимистические верования, с начала колонизации в стране активно действовали христианские миссионеры разных толков.

Разные этносы существенно отличаются друг от друга по роду занятий. Малайцы это крестьяне и батраки, рыболовы и ремесленники. Кроме того, малайцы – костяк административного аппарата. Китайцы занимают господствующее положение в сфере торговли и ростовщичества, предпринимательства, банков, есть среди них владельцы плантаций и фабрик. Китайцы также составляют значительную часть интеллигенции. Выходцы из Южной Азии – основную массу плантационных рабочих и городского неквалифицированного пролетариата. Малаккские аборигены и даяки занимаются охотой, рыболовством, лесными промыслами, некоторые – примитивным земледелием, в основном рисосеянием.

В сфере материальной культуры каждый народ сохраняет свои традиции и особенности, некоторые из которых, со временем постепенно интегрируются с той средой, которая стала своей для пришлых народов. Так малайцы, строят дома на сваях, под полом держат скот и крупный хозяйственный инвентарь. По фасаду дома идет открытая веранда, к которой ведет крутая лестница. В то же время, исчезают привычные для них продолговатые крыши с изгибами, все реже можно увидеть характерную для малайцев деревянную резьбу, которая прежде украшала жилище. Исчезают некоторые традиционные ремесла, которые раньше составляли гордость малайцев: чеканка, ткачество и др. Китайский дом на невысокой земляной площадке, замещается малайским типом свайного жилища, более приспособленного к местным условиям.

Каждый народ сохраняет свои пищевые предпочтения – вареный рис с острыми приправами, овощи, рыба у малайцев, более разнообразный стол у китайцев – кроме риса и овощей свинина, домашняя птица, морепродукты, индийцы в отличие от других в большей мере употребляют молоко и молочные продукты, яйца.

В одежде преобладает европейский стиль, и только дома, в гостях, на праздниках носят национальный костюм. У малайцев это узкие брюки, поверх которых короткий саронг и рубаха с широкими рукавами. Иногда по особо торжественным случаям носят за поясом кинжал-крис. Китайцы в целом перешли на европейский костюм, женщины более верны национальной моде. По праздникам надевают узкий халат с короткими рукавами, воротником-стойкой и разрезами по бокам, в обычное время носят широкие штаны и короткую кофточку темных тонов. Индийцы носят брюки с однобортным сюртуком или – по-малайски – саронг и широкую рубаху, женщины предпочитают сари с короткой кофточкой "чоли".

Сохраняют своеобразие обряды и праздники, которые играют значительную роль в общественной жизни народов региона. Широко распространены национальные формы кукольного театра, в том числе теневого. Популярны и различные типы классической драмы, где играют, как правило, мужчины. Китайцы, как и их сородичи в Китае, большие любители всяких шествий и карнавалов, самыми пышными являются посвященные "Празднику весны" и Новому году. Большие храмовые праздники, особенно связанные с Шивой, отмечают индуисты.

К национальным меньшинствам Малайзии относятся даяки северного Калимантана. В более обжитых местностях там, под влиянием более развитых соседей, идет процесс разложения старого уклада, расслоение даякской деревни, обогащение старейшин и вождей. В глубинках сохраняется традиционное натуральное хозяйство. На обработанных методом подсечно-огневого земледелия участках выращивают суходольный рис, овощи, бананы, кокосовую пальму.

Большое значение сохраняет охота. На мелких зверей и птиц охотятся с помощью сумпитана – духового ружья, им же пользуются аборигенные племена Малакки. Многие даяки заимствуют малайский тип жилища, но в удаленных лесных районах еще можно встретить традиционные длинные дома на высоких сваях. Помещение разделено продольно на две части. Одна состоит из отдельных спальных секций, где живут малые семьи, другая представляет собой единый неразделенный коридор общего пользования. Такой дом может вмещать целую общину. Раньше дома считались родовыми. У даяков сохраняются их классические ткани с национальным узором, которые носят в виде саронга. Женщины используют в качестве украшений крашеные стебли ротанга.

В лесах Малакки еще сохраняются племена (семанги), отчасти продолжающие вести кочевой образ жизни. Постепенно они переходят к примитивному ручному земледелию. Все племена занимаются охотой, рыболовством, сбором дикорастущих плодов и корнеплодов. До недавнего времени основной их одеждой была повязка из луба, сейчас заменяемая одеждой малайского типа из фабричных тканей. В настоящее время идет процесс аккультурации аборигенов и частичной их ассимиляции малайцами.