Защита интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность обладает коммерческой ценностью и нуждается в защите. В отличие от материальных вещей, которые постоянно обладают стоимостью, стоимость идей — одноразовая: никто не будет платить за уже известные сведения. Интеллектуальная собственность имеет не только реальную стоимость, в которую входят затраты на получение информации и ее защиту, но и потенциальную (возможная прибыль при ее реализации).

Источники утечки интеллектуальной собственности могут быть самими разнообразными, например конгрессы, конференции, симпозиумы, торгово-промышленные выставки и пр.

Существует три метода защиты интеллектуальной собственности'. патент, авторское право и коммерческая тайна.

Патент оформляет право изобретателя на использование изобретения в течение определенного времени. Основами гражданского законодательства установлен срок действия патента — 20 лет. Патент является способом защиты промышленной, а не коммерческой информации.

Авторское право, напротив, защищает только форму, в которой выражена конкретная идея, а не саму идею. Оригинальные мысли, содержащиеся в книгах и статьях, после их прочтения принадлежат каждому. Ими можно свободно пользоваться, но при этом делать ссылки на конкретных авторов, иначе будут нарушены авторские права. Авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти

Коммерческая тайна как форма интеллектуальной собственности в нашей стране еще далеко не полностью охвачена правовым регулированием, поэтому большое значение приобретают другие меры защиты, такие как:

• морально-этические нормы;

• административные мероприятия (организация режима секретности, создание службы безопасности, обучение и инструктаж персонала);

• физические меры защиты (замки на дверях, решетки на окнах);

• технические системы охраны (электромеханические, акустические, радиотехнические, магнитометрические);

• криптографические методы (преобразование информации с целью закрытия ее логической сущности);

• контракты найма-увольнения (оговаривается обязательство недопустимости разглашения коммерческой тайны).

Согласно ст. 44 Конституции Российской Федерации "интеллектуальная собственность охраняется законом". Однако субъекты, владеющие интеллектуальной собственностью, защищены плохо, продукты интеллектуального творчества внедряются медленно или вообще не внедряются.

Доля нематериальных (информационных) активов различных российских компаний в общем объеме активов по сравнению с зарубежными компаниями ничтожно мала. По данным Московского комитета по науке и технологиям при Правительстве Москвы (по состоянию на конец 2006 г.), нематериальные активы десяти зарубежных компаний составляют 45% от материальных активов, а у шести ведущих российских компаний, вышедших на ΙΡΟ, процент нематериальных активов в среднем равен 0,08%, т.е. меньше в 500 раз.

Результат такого плачевного состояния российского бизнеса в сфере интеллектуальной собственности иллюстрируют также следующие данные. По итогам 2005 г. российский экспорт высокотехнологичной продукции значительно меньше, чем в других странах, а именно:

• в 3 раза меньше, чем на Филиппинах;

• в 4,5 раза меньше, чем в Таиланде;

• в 10 раз меньше, чем в Мексике;

• в 13 раз меньше, чем в Малайзии;

• в 13 раз меньше, чем в Китае.

Очевидно, что при наличии высокого интеллектуального потенциала, характерного для нашей страны, Россия тоже могла бы экспортировать технологии, технические решения, товары и другую высокотехнологичную продукцию. В этих продуктах заинтересовано и само российское общество – более эффективное использование результатов интеллектуальной деятельности могло бы способствовать улучшению качества жизни. Сами творческие личности очень заинтересованы в общественном признании и материальном вознаграждении за свой труд. От степени защищенности и реализуемости интеллектуальной собственности зависит развитие интеллектуального потенциала страны.

Однако степень защищенности интеллектуальной собственности в нашей стране находится на уровне Европы XIX в. Ситуация с творческими личностями а России напоминает ситуацию голландского художника Ван Гога (1853— 1890), который при жизни смог продать только одну картону за 400 франков и жил в крайней бедности, а на современных аукционах стоимость его полотен оценивается в десятки миллионов долларов.