Направленность личности и место этики и этикета в ней

Направленность личности — это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.

Исторически существовали такие точки зрения на "генеральные" источники активности, на смысл жизни человека: стремление к удовольствиям (гедонизм), исполнение долга (И. Кант), сексуальные влечения (З. Фрейд), "социальные стремления к господству или подчинению" (А. Адлер). Ф. Энгельс писал, что человеком могут двигать материальные интересы, помыслы и страсти, а в конечном счете — внешние причины, обстоятельства жизни, экономические, моральные и политические отношения. Побуждать человека могут и материальные, и идеальные мотивы.

Направленность личности определяет совокупность нижеследующих и многих других факторов.

Мотив — осознанное побуждение к деятельности или поведению. Это внутренние побуждения, вызываемые неудовлетворенными потребностями, интересами, убеждениями и т.п. Мотивы формируются в сознании человека в отличие от стимулов, которые являются внешними по отношению к человеку побуждениями к деятельности. Стимулом в Древнем Риме называли тонкий заостренный шест, которым управляли лошадьми, запряженными в колесницу. При ощущении голода в сознании человека формируется мотив к удовлетворению потребности в еде, и человек проявляет активность, которая может привести его к удовлетворению этой потребности. Желая получить хорошие производственные результаты, организация придумывает стимулы (меняет уровень оплаты труда, обещает премии, "повесить портрет на доску почета", угрожает увольнением и т.п.). При этом организация исходит из того, что предлагаемые стимулы приведут к формированию нужных мотивов и произведут нужное изменение трудового поведения. Предлагаемые стимулы должны соответствовать актуальным потребностям человека, его интересам, желаниям, установкам, убеждениям, ценностным ориентациям, ожиданиям, идеалам, мировоззрению и т.п. (таково правило грамотного стимулирования). Не даст ожидаемого результата обещание морального стимулирования (та же "Доска почета"), если работник хочет получить денежное вознаграждение, и наоборот.

Потребность — испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития. Выделяют материальные потребности, духовные (когнитивные, т.е. познавательные, эстетические), общественные (общественная деятельность, труд, статус, оценка других, дружба, любовь).

Интерес — избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения или эмоциональной привлекательности. Интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним: потребность выражает необходимость, а интерес — личную приязнь. Углубившийся или утвердившийся интерес может перерасти в потребность. Виды интересов, как и потребностей, -материальные, духовные, общественные. Непосредственный интерес — это интерес к самому процессу деятельности, опосредованный — к результату. Пассивный интерес — созерцательный, активный — связан с овладением объектом интереса. Интересы могут быть широкими, глубокими, узкими, различаться по объему.

Мировоззрение — система взглядов на природу, общество и человеческое мышление. Это ядро направленности личности, ее отношения к различным сторонам общественной жизни. Оно же — высший регулятор поведения и действий личности, определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, придает стойкость и твердость характеру, сказывается па облике человека, на совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.

Качество мировоззрения определяется следующими признаками: научность (богатство и глубина знаний, свобода от суеверий, страхов, неуверенности), систематичность и цельность, логическая последовательность и доказательность, степень обобщенности и конкретности (умение за деревьями видеть лес, и наоборот), связь с деятельностью и поведением (в отсутствие связи проявляется лицемерие, двойная мораль).

Убежденность — глубокая и обоснованная вера человека в принципы и идеалы, которым он следует в жизни. Идеи должны слиться с чувством и волей; поступки, противоречащие принципам, невозможны.

Идеал — образ, которым руководствуется личность в настоящем и который определяет план самовоспитания. Имеют место два типа отношения к идеалу: созерцательное и деятельное. В отсутствие идеала становится невозможной постановка целей, поскольку цель как стремление к какому-либо более высокому уровню предполагает идеальное представление об этом уровне, т.е. идеале.

Циклическая ориентация — избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в поведении.