Направления исследовательской и практической деятельности психологов в бизнесе

Необходимость научных исследований в области психологии бизнеса была обусловлена следующими причинами:

• изменение общественного отношения к бизнесу как к социальному институту, играющего важную роль в развитии экономики страны;

• необходимость оптимизации работы бизнес-структур с помощью психологических знаний, применяемых в условиях бизнес-деятельности;

• возникновение проблем, связанных с профессиональной деятельностью, личностными особенностями, групповыми процессами субъектов бизнеса;

• рост потребности бизнеса в специалистах с психологическим образованием, которые в мировой практике получили название бизнес-психологов.

Теоретическим и методологическим основанием исследований в области психологии бизнеса являются концепции, разработанные в рамках социальной, организационной, экономической психологии.

За последние 10 лет в России появился ряд работ, посвященных психологии бизнеса, таких как "Бизнес-психология" (Г. Л. Бардиер, Н. Ю. Рысев и др.), "Психология бизнеса" (E. Н. Емельянов, С. Е. Поварницына), "Введение в психологию бизнеса" (Н. Л. Иванова, Е. В. Михайлова, В. А. Штроо),

"Психологические отношения и деловая активность российских предпринимателей" (В. П. Позняков), "Психология предпринимательства" (И. Г. Акперов, Ж. В. Масликова), "Психология российского предпринимательства" (Е. Б. Филинкова). Среди зарубежных публикаций трижды выдержал издание учебник "Business psychology and organizational behavior" (E. F. McKenna).

Все они в той или иной степени отражают различные психологические подходы и предпочтения и вносят свою лепту в формирование психологии бизнеса как научно-прикладного направления. Они также создают основу для формирования целостного психологического подхода к бизнесу.

На факультете психологии НИУ ВШЭ в рамках деятельности научно-учебной лаборатории "Психология бизнеса" и реализации магистерской программы "Психология в бизнесе" идет формирование научной школы исследований бизнеса, характерной чертой которой является рассмотрение этого явления как деятельности и социальной среды развития личности. В этом подходе проявляется влияние отечественной школы изучения деятельности и самоопределения личности в профессиональной и социальной среде (К. А. Абульханова, В. П. Зинченко, Е. И. Климов, Н. С. Пряжников, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков). Стержневым подходом анализа деятельности субъектов бизнеса является концепция системогенеза деятельности В. Д. Шадрикова.

Деятельность бизнесмена рассматривается в тесной связи с его социализацией, развитием личности и взаимодействием с окружающими. На этой основе разрабатывается новый оригинальный научно-практический подход к бизнесу, который можно будет развивать на основе учебных курсов и магистерских диссертаций. Бизнес рассматривается как особая деятельность, направленная на получение прибыли и предъявляющая определенные требования к личности предпринимателя. Эта деятельность реализуется в определенной социальной и организационной среде, имеет особенности возникновения и функционирования и оказывает существенное влияние на социальные структуры и порядок в обществе, социализацию граждан и стандарты общественного поведения.

В теоретическом плане значения психологических исследований бизнеса заключаются в обогащении и развитии теоретических концепций новой отрасли психологического знания, а также в дополнении некоторых психологических теорий – деятельности, личности, развития, организации, рассмотренные сквозь призму бизнес-деятельности.

В практическом плане психологические исследования бизнеса необходимы для оптимизации профессиональной деятельности участников бизнеса, работы бизнес-организаций, а также знания психологических закономерностей бизнеса необходимы в процессе подготовки квалифицированных кадров, для работы в бизнесе.