Налог в системе обязательных публичных платежей

Следует отметить, что зачастую налог является лишь одним из обязательных публичных платежей, установленных в государстве. Так, например, в Германии налог Steuer является разновидностью обязательных платежей Abgabe, а в Испании налог impuesto – это часть более широкой категории обязательных платежей tributo. В связи с этим следует напомнить, что в некоторых зарубежных государствах налоговое право – это право не только о налоге, но и обо всех обязательных публичных платежах: в Италии, например, налоговое право определяется не как право о налоге (diritto delle imposte), а как отрасль, регламентирующая все виды принудительных взиманий в пользу публично-территориальных образований (diritto tributario).

Как было указано выше, в странах общего права понятию налога уделяется мало внимания. В этих государствах, как правило, недостаточно разработанной является и теория обязательных публичных платежей. В странах общего права редко используется специальный термин для обозначения обязательных публичных платежей: например, в английском языке для обозначения всех обязательных публичных платежей обычно используется словосочетание taxes and fees.

Система обязательных публичных платежей, установленных в том или ином государстве, отличается значительным своеобразием. Вместе с тем традиционно в рамках обязательных публичных платежей взимаются как минимум два вида платежей – налоги и сборы, которые, однако, могут получить самые разные названия в соответствующем законодательстве и юридической доктрине. Как указывает Д. В. Винницкий, в праве Швейцарии, Австрии, Германии государственные взимания (Offentliche Abgabe) принято подразделять на причинно обусловленные взимания (Kausalabgabe) и налоги (Steuer). Первые, в свою очередь, подразделяются на следующие взимания: 1) пошлины (Gebiihr) (вознаграждение за государственные услуги, за пользование государственным имуществом, за предоставление особого права); 2) сборы за получаемые преимущества (Vorzugslast) (сбор в связи с получением экономической выгоды частным лицом вследствие мероприятий, проводимых государством); 3) компенсационные взимания (Ersatzabgabe) (взимание, являющееся компенсацией за освобождение индивидуума от определенной натуральной повинности). В итальянском праве в числе платежей, объединяемых общей категорией "взимание" (tributo), принято выделять налог (imposto), сбор (tassa), пошлину (contributo), называемую также специальным налогом (tributo speciale), и фискальную монополию (monopolio fiscale) [1] . Во Франции в настоящее время в систему обязательных платежей (l'imposition) включаются налоги (l'impot), сборы (la taxe), которые являются обязательным платежом, осуществляемым в качестве неэквивалентной платы за оказанные публичные услуги, и сборы (la redevance), являющиеся эквивалентной платой за публичные услуги (работы), а также социальные взносы (les cotisation sociales) [2].

Понятие налога законодательно закреплено в относительно небольшом количестве государств Европы (например, Германия, Испания) и Латинской Америки [3]. Так, § 1 ст. 3 Положения о налогах и платежах (Abgabenordnung) Германии определяет налог как денежный платеж, осуществляемый не в связи с совершением определенных действий в пользу налогоплательщика, собираемый публичным органом власти в целях формирования доходов бюджетов и налагаемый публичным органом власти на всех лиц, к которым применимы характеристики, на которых законом основывается налоговая обязанность, при этом формирование доходов бюджетов может быть вторичной целью.

Традиционно налог рассматривается в качестве обязательного платежа, уплата которого не предполагает наличие встречного предоставления. В свою очередь, сборы, как правило, являются условием совершения в отношении лица юридически значимых действий, в том числе условием оказания публичных услуг, при этом наличие возмездности для плательщика данного платежа не всегда приводит к эквивалентности стоимости оказанной услуги размеру платежа.

Возможны два основных варианта организации системы сборов, из которых первый (система, исключающая неналоговые сборы) не допускает взимание каких-либо обязательных платежей вне налогово-правового регулирования, а второй (система, сочетающая налоговые и неналоговые сборы) – исходит из возможности существования наряду с налоговыми сборами также иных сборов, устанавливаемых и взимаемых в соответствии с нормативными правовыми актами, не относящимися к актам законодательства о налогах и сборах [4].

В отдельных государствах получили распространение так называемые обязательные парафискальные платежи.

Понятие парафискальных платежей имеет своим истоком финансовую науку Германии, Италии и Франции, в которых во второй четверти XX в. начали исследоваться понятия вспомогательных фисков (Германия) и параналогообложения (Италия и Франция) [5]. Причиной интереса финансовой науки к данным вопросам стала необходимость изменения подходов к финансированию деятельности юридических лиц частного и публичного права, выполняющих отдельные публичные задачи, путем перехода от их субсидирования из бюджета к установлению обязательных платежей, уплачиваемых в пользу таких организаций.

Наиболее широкое освещение в отечественной литературе получил французский опыт взимания парафискальных платежей. В соответствии со ст. 4 Ордонанса от 02.01.1959 № 59-2 об органическом законе, относящемся к законодательству о финансах, под парафискальными платежами во Франции понимались сборы, установленные в экономических или социальных интересах в пользу юридических лиц публичного или частного права, не являющихся государственными, местными органами, их административными учреждениями.

Во французской литературе выделяют три основных признака, характеризующих парафискальные платежи: отсутствие встречного предоставления, обязательный характер и уплата не в пользу публичного субъекта. Основное распространение взимание парафискальных платежей получило в сферах, представляющих для государства интерес экономический (улучшение функционирования рынков и качества продуктов, стимулирование исследований и развития сельского хозяйства, исследований и реструктуризации в промышленности) или социальный (развитие культуры, профессиональное обучение).

Однако в настоящее время французский опыт правового регулирования парафискальных платежей представляет интерес преимущественно с исторической точки зрения, поскольку с 1 января 2004 г. французский законодатель отказался от их взимания [6]. Указанное обстоятельство можно рассматривать как подтверждающее позицию Д. В. Винницкого о том, что для европейского права в большей степени характерно стремление к дуализму фискальных взиманий, подразделение их на налоги и сборы (или причинно обусловленные взимания, платежи пользователей), а особые разновидности фискальных взиманий, не укладывающиеся в дихотомию налог – сбор, либо упраздняются, либо корректируются с целью отнесения их к одному из двух основных видов фискальных взиманий [7].