Налог на недвижимость

Такие налоги существуют почти во всех промышленно развитых государствах, и в литературе их традиционно называют налогами на недвижимое имущество (taxes on immovable property, real estate property tax), а иногда просто налогами на имущество (property taxes). Именно этот вид поимущественного налога в юридической литературе нередко рассматривается в качестве основного налога, в рамках которого осуществляется налогообложение имущества. Таким образом, возможна ситуация, когда под названием "налог на имущество" скрывается налог на недвижимость, а возможно существование налога на имущество, имеющего объектом налогообложения и недвижимое, и движимое имущество.

Налогоплательщиками данного налога могут являться как физические лица, так и организации, однако при восприятии плюралистического подхода к организации поимущественного налогообложения налогообложение имущества физических лиц и организаций может осуществляться в рамках разных налогов.

Основным объектом налогообложения, как следует из названия налога, является недвижимость. При этом опять же преимущественное следование монистическому или плюралистическому подходу предопределяет то, будут ли все виды недвижимого имущества облагаться в рамках одного или нескольких налогов. Возможны как минимум два вида налога на недвижимость: первый предполагает существование универсального налога на имущество, в котором совмещено налогообложение наземных объектов и земельных участков, а второй предусматривает налогообложение налогом на недвижимость исключительно наземных объектов при сохранении самостоятельного земельного налога.

В большинстве промышленно развитых государств устанавливается схожий перечень изъятий из имущества, признаваемого объектом налогообложения. Традиционно налог не уплачивается в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности публичного субъекта, а также используемого государственными учреждениями, предприятиями транспорта, связи, больницами. Зачастую льготным является налогообложение образовательных, религиозных, благотворительных, спортивных организаций, а также организаций по оказанию социальных услуг, но соответствующие льготы, как правило, предоставляются в первую очередь при использовании данными организациями государственного имущества.

Что же касается дифференциации налогообложения земельных участков в зависимости от их целевого назначения, то в некоторых странах из всех земельных участков особо выделяются земли за пределами городских поселений (сельские земли), тогда как в других государствах в системе подоходного налогообложения, – когда недвижимость облагается не исходя из своих стоимостных характеристик, а на основе исчисленного по особой формуле годового дохода, – особая роль отводится городским землям [1].

При определении правовых конструкций уплаты налога на недвижимость наиболее дискуссионным становится вопрос определения налоговой базы – стоимости недвижимости, исходя из которой будет определяться размер налога к уплате. По данному вопросу также могут быть обнаружены концептуальные различия в подходах государств. В практике зарубежных стран можно выделить как минимум два подхода к определению налоговой базы но налогу на недвижимость. Первый подход отражает классическую методологию налогообложения недвижимости исходя из своей стоимости (исчисленной, как правило, в особом порядке), в то время как второй – базируется на принципах системы подоходного налогообложения и принимает за основу при исчислении налоговой базы не показатель стоимости недвижимости, а величину официально закрепленного в государственном кадастре недвижимости вмененного дохода, приносимого объектом недвижимости.

В любом случае независимо от избранного способа определения налоговой базы по налогу на недвижимость главенствующей информационной основой в системе налогообложения недвижимости в практике зарубежных государств выступает государственный кадастр недвижимости. Результаты официальной оценки недвижимости заносятся в государственный кадастр с условием их периодической актуализации по истечении определенного периода времени, как правило, 5–8 лет. Значимость данных государственного кадастра для целей налогообложения позволила ряду государств ввести специальные процедуры оспаривания результатов оценки недвижимости, используемых в целях налогообложения [2].