Налоговый механизм и налоговое законодательство

В экономической теории различают термины "экономический механизм" и "хозяйственный механизм". Так, в современной экономической литературе им даются следующие определения:

o "экономический механизм - это комплекс сущностных экономических отношений по поводу методов жизнедеятельности людей в экономической сфере, в основе которых лежит взаимодействие объективных экономических законов и закономерностей, с одной стороны, и целенаправленных действий людей в экономической сфере - с другой;

o хозяйственный механизм - это комплекс конкретных экономических отношений по поводу методов хозяйствования, алгоритм которых воплощен в совокупности соответствующих нормативных актов.

Экономический механизм относится к сфере экономической сущности, а хозяйственный механизм - к сфере экономических явлений".

В теории государства и права существует понятие "механизм государства". Например, "под механизмом государства понимается система его органов, посредством которых оно осуществляет государственную власть и реализует свои функции. Памятуя роль социальных потребностей, вызвавших жизнь государства, его механизм можно определить и как функционирующую систему государственных органов, обеспечивающих решение общих дел".

С учетом указанных теоретических положений можно предложить следующее определение налогового механизма.

Налоговый механизм - это комплекс конкретных экономических отношений по поводу методов установления, введения и взимания налогов, распределения их между бюджетами разных уровней, налогового администрирования, привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, алгоритм которых воплощен в совокупности соответствующих законодательных и нормативных правовых актов.

Основной функцией налогового механизма является обеспечение эффективности функционирования налоговой системы исходя из целей налоговой политики государства.

Таким образом, налоговые отношения или налогообложение могут существовать только при наличии соответствующего закона, т.е. в форме правовых отношений.

Налоговое законодательство является частью финансового законодательства, так же как и бюджетное, валютное, банковское, страховое и др. Большое влияние на формирование налогового законодательства оказывает гражданское, уголовное, административное и международное право.

Практически во всех странах мира действует принцип конституционного установления налогов и их системы. Это означает, что в

Основном законе страны фиксируются основные принципы налогообложения, такие как закономерность налогообложения, налоговое равенство, единство налоговой системы, разграничение налоговых прав между центром и территориями.

В Конституции РФ закреплены основные принципы налогообложения и построения налоговой системы, в том числе: законность - "каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы" (ст. 57), юридическая наглядность налогообложения - "законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются" (ч. 3 ст. 15).

Частью первой Налогового кодекса РФ (ст. 1-7) установлена Вперед система законодательства о налогах и сборах.

1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, в которое входят Налоговый кодеке и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах, устанавливающие систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

o виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

o основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

o принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

o права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

o формы и методы налогового контроля;

o ответственность за совершение налоговых правонарушений;

o порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

2. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах, состоящее из законов и иных нормативных правовых актов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом.

3. Нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах, принимаемые представительными органами муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

4. Международные договоры, которые являются составной частью законодательства о налогах и сборах. Согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены российским законом, то применяются правила международного договора. Указанная конституционна! норма реализована в ст. 7 Налогового кодекса РФ.

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральная налоговая служба России) и в области таможенного дела (Федеральная таможенная служба России), и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

Бюджетное законодательство Российской Федерации также содержит нормы, регулирующие порядок установления и введения в действие налогов и сборов.

Так, согласно ст. 53 Бюджетного кодекса установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство Российской Федерации. Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Внесение изменений и дополнений о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год.

Законодательные (представительные) органы субъектов вводят региональные налоги, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством Российской Федерации. Законы субъектов РФ о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации в пределах компетенции субъектов РФ, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год. Внесение изменений и дополнений в законодательство субъектов РФ о региональных налогах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в законы субъектов РФ о бюджете на текущий финансовый год (ст. 59 БК РФ).

Представительные органы муниципальных образований вводят местные налоги, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством Российской Федерации. Правовые акты представительных органов муниципальных образований о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации в пределах компетенции органов муниципального образования, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения местного бюджета на очередной финансовый год. Внесение изменений и дополнений в правовые акты представительных органов муниципального образования о местных налогах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в правовой акт представительного органа муниципального образования о местном бюджете на текущий финансовый год (ст. 64 БК РФ).

Порядок введения в действие законодательных и нормативных правовых актов регулируется следующим образом.

Согласно ст. 15 Конституции РФ неопубликованные законы не применяются. Исходя из этого конституционного требования в Федеральном законе "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" определены общие правила вступления законов в силу.

В соответствии с этими правилами на территории Российской Федерации применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы. Федеральные законы публикуются в течение семи дней после подписания их Президентом РФ и вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации либо с даты, установленной в самом законе, либо, если такая дата в законе не указана, по истечении 10 дней после официального опубликования. Официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или в "Собрании законодательства Российской Федерации".

Законодательные акты, регулирующие налоговые отношения, вступают в силу по специальным правилам, установленным ст. 5 НК РФ, которая предусматривает, что:

o акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу; акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, так как для сборов налоговый период не устанавливается;

o федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Конституция РФ обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы. Возлагая на налогоплательщиков эти обязанности, государство вместе с тем гарантирует им и защиту от незаконных налогов и сборов Положение ст. 57 Конституции РФ, ограничивающее возможность законодателя придавать закону обратную силу, является одновременно и нормой, гарантирующей конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков, в том числе на основании нормы, устанавливающей порядок введения таких oзаконов в действие.

Одновременно Конституция РФ не препятствует приданию обратной силы законам, если они улучшают положение налогоплательщиков.

Требования ст. 54 и 57 Конституции РФ реализованы в п. 2 ст. 5 НК РФ, согласно которой не имеют обратной силы акты законодательства о налогах и сборах:

o устанавливающие новые налоги и сборы;

o повышающие налоговые ставки, размеры сборов;

o устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;

o устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 3 и 4 ст. 5 НК РФ могут иметь обратную силу акты законодательства о налогах и сборах:

o устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей;

o отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение (если это прямо предусмотрено в законе).

Порядок исчисления и уплаты налогов и сборов регулируется также постановлениями Правительства РФ, если это прямо предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

В соответствии с указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер в отношении исчисления и уплаты налогов и сборов, подлежат официальному опубликованию в "Российской поете" и "Собрании законодательства Российской Федерации" в течение 10 дней после дня их подписания и вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, если не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в отношении исчисления и уплаты налогов и сборов, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, подлежат обязательному официальному опубликованию в "Российской газете" в течение 10 дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента РФ и вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственной регистрации, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Согласно ст. 34.2 НК РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах даст Министерство финансов России, а письменные разъяснения по вопросам применения законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах дают соответственно органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов.