Налоговый аудит в системе налоговых органов РФ

Налоговый аудит — новое направление деятельности налоговых органов России. Основная задача, возложенная на подразделения налогового аудита, связана с осуществлением процедур досудебного урегулирования налоговых споров. В соответствии с письмом ФНС России от 28 февраля 2006 г. № САЭ-6-08/207 "О подразделениях налогового аудита" определены функции отделов налогового аудита. Согласно п. 4 этого письма не допускается возложение функций по проведению мероприятий налогового контроля на подразделения налогового аудита.

Управление налогового аудита ФНС России решает следующие основные задачи:

1) рассмотрение налоговых споров между налоговыми органами РФ и налогоплательщиками, заявлений и жалоб физических и юридических лиц на действия или бездействие налоговых органов РФ (должностных лиц налоговых органов), а также на акты ненормативного характера налоговых органов, связанные с применением законодательства о налогах и сборах, либо иные акты законодательства, контроль за исполнением которых возложен на ФНС России (рассмотрение налоговыми органами споров во внесудебном порядке);

2) рассмотрение возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) по актам повторных выездных налоговых проверок, назначенных и проведенных ФНС России;

3) координацию работы по рассмотрению возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) на акты налоговых органов и по рассмотрению налоговых споров во внесудебном порядке в налоговых органах.

В управлениях ФНС России по субъектам РФ подразделения налогового аудита выполняют следующие задачи:

1) рассмотрение жалоб физических и юридических лиц на акты нижестоящих налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц в связи с осуществлением налоговыми органами полномочий, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, по результатам рассмотрения которых выносится решение;

2) подготовку по запросу ФНС России заключений по жалобам;

3) рассмотрение в соответствии со ст. 101 НК РФ возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) по актам повторных выездных налоговых проверок, назначенных и проведенных управлением ФНС России по субъекту РФ, по результатам рассмотрения которых подготавливается экспертное заключение об обоснованности (необоснованности) доводов налогоплательщика.

В межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам подразделения налогового аудита выполняют следующие задачи:

1) подготовку по запросу ФНС России заключений по жалобам;

2) рассмотрение в соответствии со ст. 101 НК РФ возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) по актам повторных выездных налоговых проверок, назначенных и проведенных межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, по результатам рассмотрения которых подготавливается экспертное заключение обоснованности (необоснованности) доводов налогоплательщика.

В инспекциях ФНС России по районам, районам в городах, в городах без районного деления, инспекциях ФНС России межрайонного уровня выполняются такие задачи:

1) подготовка по запросу Управления ФНС России по субъектам РФ заключений по жалобам;

2) рассмотрение в соответствии со ст. 101 НК РФ возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) по актам повторных выездных налоговых проверок, назначенных и проведенных данной инспекцией ФНС России, по результатам рассмотрения которых подготавливается экспертное заключение об обоснованности (необоснованности) доводов налогоплательщика.