Лекция 4. Налоговая система Российской Федерации

1 января 1992 г. была задействована полномасштабная налоговая система независимого российского государства. Она родилась очень быстро, поскольку революционная социально-экономическая обстановка не оставляла времени па раскачку. Кроме спешки были и более глубокие факторы, оказавшие влияние на качество налогов: длительное отрицание налогов, отсутствие практического опыта обложения и научных заделов в области налоговой теории, низкая налоговая культура плательщиков, слабость государственной власти, экономический кризис и пр. Отсюда -ошибки в политике, пробелы в законодательстве, злоупотребления, вульгарное заимствование зарубежного опыта обложения, неуважение к закону, недобор налогов и рост налогового бремени. В свою очередь, последствия ошибочных норм весьма многоплановы, но их конечным результатом становится несправедливое распределение налогового бремени и неоправданное снижение доходов бюджета.

Отсутствие ясной экономической программы в первые годы реформ низводило налоги до уровня грубого фискального рычага, которым пытались исправлять экономические просчеты: в налоговом законодательстве обнаруживались пробелы, нестыковки, ошибки, двусмысленности, которые затем с разной степенью умелости и торопливости исправлялись ведомственными инструкциями. Результатом стали налоги, не удовлетворяющие ни налогоплательщика, ни бюджет. Положение бюджета усугублялось неупорядоченностью распределения налогов по звеньям бюджетной системы.

Неспособность налоговой системы в тот период удовлетворить насущные потребности бюджета определялась не только растаскиванием налогов через бесчисленные льготы, но и множеством других причин вплоть до исторических, национальных, социально-психологических и др. Однако, если говорить о наиболее существенных из них, то надо выделить следующие причины:

а) экономические — прежде всего общий кризис, падение производства, убыточность, неплатежи;

б) правовые, связанные с несовершенством нормативной базы — изменчивость налогового законодательства, неопределенность и неоднозначность положений, противоречивость законов и инструкций, нестыковка налоговых норм с нормами бухгалтерского учета и отчетности, сложность процессуальных норм обжалования;

в) технического характера — недостаточность опыта и квалификации налоговых работников, слабость материально-технической базы, отсутствие систем обучения и пропаганды, разобщенность — Минфин России, МНС России, Налоговая полиция, Парламент РФ, Президент РФ, Правовое управление;

г) политические — общая политическая нестабильность и, в частности, неупорядоченность федеративных отношений (к осени 1993 г. около 40 субъектов РФ приняли решение об "особых отношениях" с Москвой в области налогов).

Выходом из этой ситуации по существу могло быть только реальное возвращение к теоретическим основам обложения, а по форме — разработка нового документа, устраняющего наслоения и искажения первых смутных рыночных лет. Этим документом должен был стать Налоговый кодекс РФ.

С 1 января 1999 г., как отмечалось ранее, вступила в силу часть первая ПК РФ, знаменовавшая собой важный этап становления российских налогов. В ней формулировались основные понятия, декларировались общие принципы обложения, определялся порядок действия главных налоговых процедур: установление и отмена налогов, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, виды и формы контроля, состав правонарушений и ответственность, обжалование и т.д.

Кодекс не мог не отражать всей сложности предшествующих его рождению экономических и социально-политических условий. Как и прежде, недостатки документа предопределялись двумя причинами. Одна из них — отсутствие опыта, квалификации, информации и т.п. Другая связана с тем, что на волне политических страстей в пего были сознательно включены принципиально ошибочные положения: достаточно сказать, что в первоначальном тексте НК РФ пеня не могла превышать сумму недоимки. В свою очередь, последствия ошибочных норм весьма многоплановы, но их конечным результатом становится несправедливое распределение налогового бремени и неоправданное снижение доходов бюджета. Работа над НК РФ продолжается, а дальнейшее движение налоговой системы России и впредь будет обусловливаться двумя группами факторов.

Первая — общие закономерности формирования и развития налоговых систем. Ее влияние по существу выражает основные требования налоговой теории, нарушение которых приводит к нездоровым деформациям налоговых отношений и обострению главного противоречия обложения между эффективностью и справедливостью.

Вторая группа факторов представлена практическими соображениями общеэкономической политики с которой всегда сообразуется политика налоговая. В этом отношении ставка на углубление либерализации экономики реализуется в прямом ослаблении регулирующей роли государства, в сокращении его расходов и снижении налогов. Однако подобная стратегия не учитывает важную специфику России, выражающуюся в традиционно сильной позиции государства во всех российских реформах. Преобразования последних лет не являются исключением, так что без эффективного государственного сектора в экономике выход России на траекторию устойчивого экономического роста представляется долгим и тяжелым, если не проблематичным.