Налоговая система Италии

Итальянская Республика является унитарным государством, а в административном отношении разделена на области, которые, в свою очередь, делятся на провинции. Италия является членом Евросоюза и входит в зону евро. Налоги в Италии рассматриваются правительством как главное орудие воздействия государства на экономику страны, в связи с чем в стране действует разветвленная и многообразная система налогов, охватывающая все стороны жизнедеятельности общества.

Чтобы дать точную оценку состояния налоговой системы Италии, необходимо вначале охарактеризовать долю налоговых поступлений в ВВП. Италия относится к группе стран с относительно высоким уровнем налогообложения. Так, в среднем за период 2000-2010 гг. налоговая нагрузка в этой стране составила 42,2%.

Основной акцент в налоговой системе Италии делается на использование прямых налогов. Их доля в доходах бюджетной системы за 2010 г. составила 41,7% всех налоговых поступлений. Доля косвенных налогов ниже - 26,8%. Соответственно, на долю взносов и отчислений на социальное страхование приходится около 31,5% доходов.

Рассмотрим более подробно структуру налоговых поступлений в бюджетную систему Италии за 2010 г. (рис. 3.6).

Рис. 3.6. Структура доходов консолидированного бюджета Италии (2010 г.)2

Основными налогами для бюджетной системы Италии, как и во многих развитых странах, являются подоходный налог, налог на прибыль корпораций и налог на добавленную стоимость. Доля перечисленных налогов составляет около 48,6% всех доходов и около 80% от общей суммы налоговых поступлений. Роль отчислений и взносов на социальное страхование также весьма значительна - доля этих платежей составляет 31,5% всех доходов бюджетной системы.

В налоговой системе Италии имеет место хоть и незначительное, но превалирование налогов, поступающих от физических лиц (индивидуального подоходного налога в первую очередь). Данный факт можно объяснить наличием большой доли малого бизнеса в экономике страны. Так, за 2010 г. на долю поступлений от физических лиц и от юридических лиц приходится примерно поровну - по 50%.

Государственные налоги составляют большую часть налоговых поступлений - 53,1%, местные налоги -15,4%, взносы и отчисления на социальное страхование - 31,5%. Аналогичное соотношение имеет место во многих экономически развитых унитарных государствах.

Если рассматривать систему органов, осуществляющих налоговую политику и контроль в сфере налогообложения, то она определяется особенностями унитарного устройства государства.

На национальном уровне эти органы представлены Министерством экономики и финансов (Ministero dell'Economia е delle Finanze). Центром руководства государственным налогообложением и обеспечением единообразия в работе финансовой администрации является Департамент налоговой политики (Dipartimento delle Finanze) Министерства экономики и финансов. Департамент координирует налоговое законодательство, осуществляет толкование законов, разрабатывает законопроекты, в том числе законопроекты с поправками к действующему налоговому законодательству, которые предлагает на рассмотрение в рамках законодательных инициатив, осуществляет деятельность по надзору, контролю и оценке полученных результатов, координирует работу всех субъектов налоговой деятельности.

В 2001 г. из состава Министерства экономики и финансов выделены четыре Агентства налоговых поступлений (Agenzia delle entrate). Деятельность агентств (АНП) регулируется нормативными документами, утвержденными министром экономики и финансов.

Центральное АНП управляет и контролирует деятельность региональных (областных) АНП и местных (провинциальных и муниципальных) инспекций. Всего в Италии 21 региональное АНП (19 областных и 2 по региональным провинциям) и 388 местных (провинциальных, муниципальных) инспекций.

КОММЕНТАРИИ

Основные принципы налогообложения страны заложены в Конституции Итальянской Республики (La Costituzione della Repubblica Italiana). Согласно положениям Конституции право устанавливать налоги, вводить изменения в порядок их установления и взимания целиком и полностью принадлежит Парламенту страны как высшему законодательному органу власти. Исполнительные органы власти не имеют права устанавливать налоги, вносить изменения в порядок их установления и взимания. Только в отдельных случаях Парламент страны делегирует Правительству некоторые функции по изданию юридических актов и норм, касающихся налогообложения. В некоторых случаях и президент страны может вводить налоги своим декретом. Помимо этого, в Конституции Итальянской Республики закреплены принципы пропорциональности и прогрессивности отчислений. Со всех субъектов налогообложения взимаются суммы пропорционально размеру их доходов с учетом прогрессивности, т.е. с увеличением размера дохода происходит прогрессивное увеличение взимаемых отчислений.

Также установлено, что проведение референдума по отмене существующих налоговых законов является незаконным. И согласно ч. 3 ст. 81 Конституции Италии после утверждения госбюджета не могут быть установлены новые налоги или новые расходы.

Кроме Конституции, законодательной основой, в соответствии с которой взимаются налоги на территории Италии, являются:

- общеевропейские регламенты и директивы, а также нормы и принципы международного права;

- свод законов о налогах и сборах;

- декреты, регулирующие порядок исчисления и уплаты отдельных налогов.

Большое количество налогов в совокупности с высоким уровнем налогообложения, сложностью порядка исчисления и уплаты основных налогов, а также отсутствие единого нормативного правого акта, регулирующего вопросы налогообложения, делают налоговую систему в Италии одной из наиболее сложных среди стран Евросоюза.

В настоящее время в Италии взимается более 40 налогов. При этом, как упоминалось ранее, 3 налога обеспечивают около 80% поступлений в бюджет.

Налоговая система в Италии представлена двумя уровнями:

- государственные (национальные) налоги;

- местные налоги.

К государственным налогам Италии относятся:

- индивидуальный подоходный налог (IRE);

- налог на прибыль корпораций (IRES);

- налог на добавленную стоимость (IVA);

- акцизы (Accise);

- взносы и отчисления на социальное страхование (La entrate contributive);

- регистрационный, ипотечный, кадастровый налоги (Imp. di registrazione, ipotecaria, catastale);

- налог на игорную деятельность (Apparecchi е congegni di gioco);

- налог с лото и лотерей (Lotterie ist.);

- налог на наследство и дарение (Imposta sulle successioni е donazioni) и др.

Местными налогами являются:

- региональный налог на производственную деятельность (IRAP);

- коммунальный налог на недвижимое имущество (ICO;

- налог на транспортировку и утилизацию твердых отходов (TARSU);

- дополнительный региональный и коммунальный подоходный налог (Add. Regionale and comunale IRE);

- налог на страхование гражданской ответственности в связи с использованием автотранспортного средства (RCA);

- сбор за регистрацию автотранспортных средств (IPT);

- дополнительный акцизный сбор на электроэнергию (Addizionale provinciate all'accisa sull'energia elettrica).

Рассмотрим некоторые из названных выше налогов более подробно.

Индивидуальный подоходный налог - Imposta sul Reddito (IRE) был введен в 1974 г.

Плательщиками индивидуального подоходного налога признаются физические лица - резиденты со всех доходов, полученных как на территории Италии, так и за рубежом, а нерезиденты - только с доходов, проистекающих с территории Италии.

Налоговым резидентом Италии признается физическое лицо, имеющее постоянное жилище в Италии, осуществляющее бизнес или оказывающее профессиональные услуги в этой стране или имеющее здесь центр экономических интересов, а также проживающие в стране более 183 дней в году.

Облагаемый доход формируется как сумма чистых доходов (за вычетом расходов) по следующим категориям.

1. Доходы от земельной собственности и сооружений - исчисляются кадастровым методом. Кадастровые оценки пересматриваются каждые десять лет, а в промежутке к действующим нормам Министерство экономики и финансов имеет право вводить поправочные коэффициенты. При исчислении доходов от строений в расчет принимаются городские дома, дачи и другие постройки, используемые собственниками для проживания или сдачи внаем. Такой порядок исчисления не распространяется на сельскохозяйственные строения, а также различные вспомогательные постройки торговых предприятий.

2. Доходы от работы по найму - являются главным источником поступлений по подоходному налогу с физических лиц, помимо заработной платы включают в себя и пенсии.

3. Доходы лиц свободных профессий.

4. Доходы от предпринимательской деятельности.

5. Прочие доходы - включают в себя доходы от собственности, находящейся за границей, выигрыши в лотерею, доход от земли, не имеющей кадастровой оценки, доходы от экономического использования интеллектуальной собственности, изобретений, патентов, формул и "ноу-хау".

Самостоятельную группу формируют доходы от капитала, включающие следующие виды денежной ренты: проценты по займам, текущим и депозитным счетам в банках, облигациям и другим ценным бумагам, выигрышам в лотереях, аннуитетам и пр. Изъятие налога осуществляется в большинстве случаев у источника, поэтому эти суммы не включаются в облагаемый доход физического лица. В свою очередь, ставка налога у источника является единой для всех налогоплательщиков независимо от общего размера дохода.

Из общей суммы исчисленного чистого дохода производится вычет следующих расходов:

1) уплаченного местного подоходного налога;

2) арендной платы и других всевозможных платежей за недвижимость;

3) процентов, уплачиваемых по полученному ранее ипотечному кредиту;

4) расходов на лечение (полностью вычитаются расходы на посещение специалистов, протезирование и хирургические операции);

5) расходов на образование (в сумме, не превышающей платы за обучение, установленной в государственных учебных заведениях);

6) алиментов (улиц, их выплачивающих);

7) взносов в систему социального страхования и обеспечения;

8) взносов по страхованию жизни и от несчастных случаев;

9) расходов, связанных с проведением выборных компаний (данное право имеют предприниматели);

10) расходов, связанных с текущим ремонтом, ОГЛАВЛЕНИЕм и охраной произведений искусства;

11) взносов в фонд борьбы с голодом (максимальная сумма - 2% облагаемого дохода);

12) помощи театральным объединениям (до 20% облагаемого дохода);

13) потерь, понесенных арендатором из-за прекращения арендного соглашения;

14) пожертвований в пользу церкви.

Индивидуальный подоходный налог в Италии исчисляется по прогрессивной шкале ставок (табл. 3.10).

Таблица 3.10. Ставки индивидуального подоходного налога

Доход, евро

Ставка, %

Расчет налога, евро

0-15 000

23

23% дохода

15 001-28 000

27

3450 + 27% с суммы, превышающей 15 000

28 001-55 000

38

6960 + 38% с суммы, превышающей 28 000

55 001-75 000

41

17 220 + 41% с суммы, превышающей 55 000

Свыше 75 000

43

25 420 + 43% с суммы, превышающей 75 000

Данные ставки дополнительно увеличиваются:

- на региональную надбавку (Add. Regionale IRE), которая колеблется от 0,9 до 1,4% в зависимости от региона;

- местную надбавку (Add.comunale IRE), которая колеблется от 0 до 0,8% в зависимости от муниципалитета.

Как уже отмечалось, проценты по ценным бумагам (долговым обязательствам) облагаются отдельно от основной суммы дохода налогоплательщика по следующим ставкам:

- 12,5% - по государственным долговым обязательствам;

- 12,5% - по долговым обязательствам, выпущенным внесенными в список компаниями и резидентскими банками при условии, что срок их обращения не меньше 18 мес.;

- 12,5% - по долговым обязательствам, выпущенным не внесенными в список компаниями при условии, что срок их обращения не меньше 18 мес. и процентная ставка не выше 200% от официальной ставки дисконтирования в случае, если долговые обязательства внесены в список на регулируемом рынке Евросоюза, и не выше 166% от официальной ставки рефинансирования в случае с другими долговыми обязательствами;

- 27% - по другим долговым обязательствам.

Прибыль, полученная от участия в компаниях и других юридических лицах, являющихся плательщиками налога на прибыль предприятий, облагается у получателя, независимо от того, является он резидентом Италии или нет. По общему правилу дивиденды облагаются по ставке 12,5%.

Профессиональные доходы, полученные от компаний, предпринимателей или профессионалов, подлежат налогообложению по ставке 20%.

Роялти (лицензионные платежи) выплачиваемые нерезидентам, подлежат налогообложению по ставке 30%, которая применяется только к 75% от общей суммы выплаченного дохода, т.е. эффективная ставка составляет 22,5%. Однако если получатель не является автором или изобретателем полученного права, то налогообложению подлежит вся выплачиваемая сумма.

В рамках индивидуального подоходного налога предусмотрен целый ряд налоговых льгот в виде вычетов и скидок (инвестиционного и социального характера).

Налоговым периодом является календарный год. Налоговая декларация подается в срок до 1 марта года, следующего за отчетным. Налог у источника доходов с таких доходов, как заработная плата, отсутствует, но существуют авансовые платежи (три в течение года), которые определяются как 1/3, суммы налога, уплаченной в предшествующем году.