Налоговая реформа 1930–1932 гг.

В СССР была проведена кардинальная налоговая реформа (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г.), в результате которой полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) унифицированы в двух основных платежах – налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения, а значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии. В результате налоги и налогообложение во многом утрачивают значение для бюджета[1].

Конкретизируя вышесказанное, можно перечислить следующие налоги в обобществленном секторе, а именно взимались: подоходный налог с предприятий обобществленного сектора, налог с нетоварных операций предприятий, налог с оборота кинотеатров, налог с совхозов.

В частном секторе собирался промысловый налог с частных предприятий и промыслов, подоходный налог с частных лиц, налог на сверхприбыль. В свою очередь, в сельском хозяйстве взимались: сельскохозяйственный налог, подоходный налог с колхозов, единовременный налог на единоличные крестьянские хозяйства, налог на лошадей единоличных хозяйств, натуральные повинности. Помимо перечисленных налогов некоторые категории плательщиков уплачивали: сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства, поимущественные налоги (налог на строение, земельная рента), единая пошлина. Элементы самообложения в системе налогообложения также присутствовали.

Изменения в налоговом законодательстве СССР в 1941–1965 гг.

Во время Великой Отечественной войны продолжала функционировать предвоенная система налогообложения предприятий в виде обязательных платежей из прибыли государственных предприятий. Практически все налоги были повышены, но этого было недостаточно и в связи с дополнительными потребностями бюджета указами Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. и от 8 июля 1944 г. вводятся новые налоги и сборы с населения: налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР (введен в 1941 г.), военный налог (введен с 1942 г., отменен в 1946 г.), сбор за регистрацию охотничье-промысловых собак (взимался с 1943 г.). Самый экзотический из применявшихся в СССР налогов – на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, был введен с целью аккумулировании дополнительных средств на оказание помощи многодетным семьям, одиноким матерям, на ОГЛАВЛЕНИЕ детей в детских учреждениях. Он был призван способствовать росту населения страны. Подобный налог существовал еще в Монголии, а также в Болгарии в 1909 г. и в некоторых других странах. Изначально налог вводился как временный, как вынужденная мера, но фактически взимался до 1 января 1992 г.

Впоследствии в акты налогового законодательства были внесены существенные изменения в части поимущественного и подоходного налогообложения физических лиц, сельскохозяйственного налога, сбора на нужды жилищного и культурно-бытового строительства, налога с доходов от демонстрации кинофильмов и др. В частности, единая государственная пошлина заменена государственной пошлиной в 1942 г., а в 1943 г. отменены налог с наследств и дарений и культсбор.

Система местных налогов была пересмотрена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1942 г. "О местных налогах и сборах". В новом варианте она включала в себя налог со строений, земельную ренту, сбор с владельцев транспортных средств, сбор с владельцев скота, разовый сбор на колхозных рынках.

В послевоенный период происходит постепенное замещение налогообложения неналоговыми источниками пополнения бюджета. Главным из них становится перераспределение основной части доходов государственных предприятий и организаций.

Но одновременно ими уплачивается налог с оборота, поступления от которого составили, например, в 1954 г. до 40% доходной части бюджета СССР[2]. Кроме того, определенные особенности налогово-правового статуса имели колхозы. Например, неуплаченные ими суммы налогов могли взыскиваться только через народный суд. Взыскание же задолженности с предприятий и организаций финансовые органы осуществляли во внесудебном порядке. В литературе это объяснялось различной природой финансовых ресурсов (форм собственности). Ведь ресурсы организаций и предприятий являлись всенародной собственностью, а колхозов – групповой, колхозно-кооперативной.

В послевоенные годы после долгого перерыва проявляется и научный интерес к правовым проблемам налогообложения, естественно, в рамках науки финансового права. Определенным толчком к исследованию вопросов налогообложения, в том числе и в зарубежных странах, стало и переиздание в СССР классических трудов Адама Смита[3]. В последующие годы появилось сразу несколько работ о налоговых системах "загнивающего капитализма"[4]. В дальнейшем эта тема по известным идеологическим причинам доминировала в достаточно небольшом общем объеме налоговой научной литературы советского периода. При этом указанной проблематикой занимались преимущественно представители экономической науки. Поэтому несколько особняком в этом ряду стоят капитальные труды известных ученых-юристов С. Д. Цыпкина[5], М. И. Пискотина[6] и др.

В 1960-е гг. существенный поворот "вокруг собственной оси" осуществляется в сфере налоговой идеологии. По инициативе Н. С. Хрущева была предпринята попытка осуществить постепенную ликвидацию налогообложения в связи с "неминуемым построением коммунизма". В первую очередь было намечено снижение вплоть до полной отмены налогов с заработной платы трудящихся. Для этой цели был принят специальный нормативный акт – Закон СССР от 7 мая 1960 г. "Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих".