Налоговая политика в Российской Федерации

Налоговая система Российской Федерации существует с 1992 г., когда вступил в действие Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". В развитии российской налоговой системы нашла отражение налоговая политика государства. На начальном этапе (1992– 1998) явно прослеживалась политика максимальных налогов. В 1992 г. в Российской Федерации было установлено 39 налогов. К 1998 г. их число возросло до 46. Первоначально государство установило чрезмерно высокие налоговые ставки по основным налогам. Так, например, в 1992 г. ставка НДС составляла 28% (в 1993 г. она была снижена до 20%). По налогу на прибыль организаций налоговая ставка составляла 35% (для банков и страховых организаций – 43%). Ставки акцизов по отдельным видам подакцизных товаров доходили до 90% их стоимости. В 1992 г. верхняя ставка подоходного налога на физических лиц составляла 60%. Непродуманная налоговая политика усугубляла кризисные явления переходного периода российской экономики.

С принятием ПК наметился новый этап в налоговой политике государства. Начала последовательно проводиться политика по снижению номинальной налоговой нагрузки. Ставка налога на прибыль организаций снизилась с 35% до 24% (в связи с мировым финансовым кризисом в 2008 г. ставка налога на прибыль была понижена до 20%). Взамен прогрессивного подоходного налога с физических лиц был введен НДФЛ со ставкой 13%. Одновременно государство проводило политику, направленную на упорядочение налоговых льгот, отмену неэффективных налоговых льгот.

Позиция Правительства РФ в отношении оценки налоговой реформы в 1990-х гг. нашла отражение в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2008–2010 годы, где отмечалось, что в России была проведена масштабная налоговая реформа, начатая с принятием первых глав второй части НК в 2000 г. Эта реформа не имела аналогов в мире. В результате проведенной реформы в стране было закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Однако проведение институциональных реформ, направленных на повышение конкурентоспособности российской экономики и повышение качества институтов, интеграция России в глобальные процессы, происходящие в мировой экономике, неизбежно требуют внесения изменений в налоговое законодательство. Поэтому эта отрасль законодательства не может считаться окончательно сформированной, а будет вынуждена динамично изменяться вместе с дальнейшим проведением социально экономических преобразований включения России в мировые процессы.

Начиная с 2000 г. ежегодно Минфин России разрабатывает основные направления налоговой политики на среднесрочную перспективу (на трехлетний период). Данный документ не является нормативным документом, однако он представляет собой основание для подготовки федеральными органами исполнительной власти изменений в законодательство о налогах и сборах. Готовится документ в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной год и двухлетний плановый период. Он учитывается в процессе бюджетного проектирования при планировании федерального бюджета и подготовке проектов бюджетов субъектов РФ.

Разработка направлений налоговой политики на трехлетний период приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства. Экономические агенты получают возможность определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что предопределяет стабильность и определенность условий ведения экономической деятельности на территории РФ. Как известно, предсказуемость действий государственных органов в налоговой сфере имеет ключевое значение для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения.

В Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов отмечается, что важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы России. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень.

Приоритеты налоговой политики государства на предстоящий период остаются прежними, а именно создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость. В качестве основных целей налоговой политики заявлены поддержка инвестиций и стимулирование инновационной деятельности.

ОГЛАВЛЕНИЕм налоговой политики в среднесрочной перспективе является определенный налоговый маневр, который будет заключаться в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышении на потребление, включая дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества.

Для реализации задачи налоговой политики по налоговому стимулированию инвестиций и инноваций предусматривается дальнейшее развитие налогового законодательства по следующим направлениям:

1) поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала;

2) совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операциях;

3) совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса;

4) развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях;

5) страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.

Реализация поставленных задач налоговой политики позволит создать необходимые условия для повышения конкурентоспособности российской экономики на основе технологического обновления и модернизации экономики.

***

Налоговая политика является составной частью экономической политики государства. Налоговая политика государства оказывает непосредственное влияние на формирование доходной части бюджета, на уровень налоговой нагрузки в национальной экономике. В определении налоговой политики государства можно выделить два подхода: узкий и широкий. При узком подходе налоговая политика определяется как система мероприятий, проводимых государством в области налогов, составная часть фискальной политики. Широкая трактовка налоговой политики позволяет дать следующее определение: налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения ресурсов.

В налоговой политике выделяют фискальные, экономические и социальные цели. В зависимости от длительности периода реализации поставленных целей и задач выделяют налоговую стратегию и налоговую тактику. Налоговая стратегия направлена на решение крупномасштабных задач, таких как разработка концепции налоговой политики, определение тенденций развития налоговой системы страны, проведение налоговых реформ. Налоговая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития экономики. В зависимости от выбранного приоритета цели принято выделять три вида налоговой политики: политика максимальных налогов, политика экономического развития, политика разумных налогов.

В федеративных государствах налоговая политика проводится на трех уровнях: федеральном, региональном и местном. Практическое проведение налоговой политики проявляется через налоговый механизм, т.е. совокупность организационных, правовых норм и методов управления налоговой системой. Налоговый механизм включает в себя ряд инструментов, посредством которых государство осуществляет налоговую политику. Такими инструментами выступают налоговая ставка, налоговые льготы, налоговая база, налоговые санкции и др.

На проводимую государством налоговую политику существенное влияние оказывают теоретические воззрения по поводу роли государства в развитии экономики. В XX в. сложились две основные научные концепции, которые нашли отражение в проводимой государством налоговой политике: кейнсианская и неолиберальная. Согласно кейнсианской концепции государство должно проводить активную налоговую политику, осуществляя сознательное манипулирование налогами в зависимости от задач государства в каждой фазе экономического цикла. Такая дискретная налоговая политика может быть как стимулирующей, так и сдерживающей. Согласно неолиберальной концепции налоговой политике отводится пассивная роль. Налоги на бизнес должны быть минимальны, и одновременно корпорациям должны предоставляться значительные налоговые льготы. В противном случае высокое налоговое бремя будет сдерживать предпринимательскую и инвестиционную активность, что приведет к экономическому спаду.

В налоговой политике Российской Федерации можно выделить два основных этапа: 1992–1998 гг. (политика максимальных налогов) и с 1999 г. но настоящее время. С принятием НК начала последовательно проводиться политика по снижению номинальной налоговой нагрузки.