Наличное обращение и порядок ведения кассовых операций

Правила обращения с наличными деньгами определяет Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденное Банком России от 5 января 1998 г. № 14-П (далее — Положение о наличном денежном обращении). Это Положение обязательно для выполнения всеми учреждениями банков, а также организациями, предприятиями и учреждениями па территории РФ.

Ведение кассовых операций осуществляется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации" (письмо Банка России от 4 октября 1993 г. № 18). При этом применяются унифицированные учетные формы, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88.

Порядок ведения кассовых операций должен применяться для юридических лиц (предприятий, объединений, организаций и учреждений независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности) и для индивидуальных предпринимателей.

Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке в соответствии с Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, регламентированным данным Законом (ст. 1, 2) могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

На субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих денежные расчеты в связи с продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг, возложены обязанности по регистрации в налоговых органах, обеспечению исправности, обеспечению доступа работникам налоговых органов и центров техобслуживания к используемым контрольно-кассовым аппаратам. Перечень отдельных категорий предприятий, которые могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения указанных аппаратов, утверждается Правительством РФ по согласованию с высшим законодательным органом РФ.

Организации могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с руководителями организаций. При необходимости в соответствии с Положением о наличном денежном обращении лимиты остатков касс могут пересматриваться. Предприятия, организации, учреждения независимо от организационно-правовой формы обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и в сроки, согласованные с обслуживающими банками (на договорных условиях). Они могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторами или в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.

Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии не свыше трех рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, — до пяти дней), включая день получения денег в учреждении банка. По истечении этого срока не использованные по назначению суммы наличных денег сдаются в банки. Предприятия по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать поступающую в их кассу денежную выручку на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории РФ, и принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России, в первую очередь Положения о наличном денежном обращении.

Кредитные организации осуществляют проверки соблюдения предприятиями порядка работы с денежной наличностью. Круг предприятий, подлежащих проверке, определяется руководителем банка. Это зависит от объема налично-денежного оборота, а также имеющейся информации о соблюдении предприятиями указанного порядка.

Для обеспечения надлежащей выдачи наличных денег с банковских счетов, а также со счетов по вкладам кредитные организации обязаны выполнять требование о наличии суммы минимально допустимого остатка наличных денег (лимита) в операционной кассе на конец дня. Указанная сумма устанавливается банком в зависимости от объема оборота через кассу, графика поступления наличных денег и других факторов. Предел лимита остатка кассы рассчитывает сама организация, но утверждает его каждый год обслуживающий банк па основании заявления организации, в котором приведен расчет лимита наличных денег в кассе. Банк на основании этого заявления устанавливает для юридического лица лимит (предельный размер) наличных средств в кассе.

Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающим банком всем предприятиям, организациям и учреждениям, независимо от формы собственности и сферы деятельности. Предприятия, не имеющие лимита, должны ежедневно сдавать в банк всю денежную наличность. Не сданная в банк денежная наличность в этом случае считается сверхлимитной.

Статьей 14.5 КоАП РФ установлена административная ответственность при продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.

На основании ст. 23.5 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.5 КоАП РФ, в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения контрольно-кассовой техники рассматривают налоговые органы. При осуществлении организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг допускается применение только зарегистрированной в налоговых органах контрольно-кассовой техники. Поэтому применение не зарегистрированных в налоговых органах контрольно-кассовых машин является нарушением законодательных требований и рассматривается как осуществление денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники, что влечет привлечение нарушителей к ответственности в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ. Использование контрольно-кассовой техники должно осуществляться в соответствии с условиями допуска ее к применению. Кроме того, указанная техника, на которой отсутствует или повреждена пломба центра технического обслуживания, отсутствуют маркировка предприятия-изготовителя или одно из средств визуального контроля, нс должна допускаться к применению. Применяться должна только исправная контрольно-кассовая техника с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной (контрольной) памяти, посредством использования фискального режима. Нарушение данных требований является основанием для привлечения нарушителей к административной ответственности за осуществление денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, которые противодействуют законному распоряжению или требованию должностного лица налогового органа, воспрепятствуют осуществлению этим должностным лицом обязанностей по контролю за использованием указанной техники, привлекаются к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6 и 19.7 КоАП РФ.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (посте оказания услуги) отпечатанный чек за покупку (услугу), который подтверждает исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием. Неисполнение вышеперечисленной обязанности является нарушением правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены непродовольственных товаров надлежащего качества, нс подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55, и влечет привлечение к ответственности, предусмотренной ст. 14.15 КоАП РФ.

Статья 15.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров (т.е. на сумму свыше 100 тыс. руб. по одной сделке), неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

В соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ организация привлекается к ответственности, если не будет доказано, что накопленная сверх лимита в кассе наличность предназначена для выплаты заработной платы, выплат социального характера или стипендий па определенный срок (не свыше 3 или, соответственно 5 дней).

Статьей 15.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций.

Проверка правильности ведения кассовых операций — право и обязанность уполномоченных органов. Соответственно организации, предприятия, учреждения и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в установленный законодательством о налогах и сборах срок оформленные в установленном порядке документы (например, по учету первичной документации), иные сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, в полном объеме. Невыполнение указанных требований влечет ответственность, предусмотренную ст. 15.6 КоАП РФ.

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет применение санкций, предусмотренных ст. 15.11 КоАП РФ. Поскольку в данном случае речь идет о нарушениях в области кассовой дисциплины, под грубым нарушением следует понимать искажение соответствующей статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности нс менее чем на 10%.

Ответственность в связи с несоблюдением кассовой дисциплины предусматривается также ч. 1, 3, 4 ст. 15.25 (нарушения валютного законодательства) и ч. 2 ст. 15.26 КоА11 РФ (нарушение кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований).

По договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нес денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором. Вкладчиками могут быть как физические, так и юридические лица. Договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, признается публичным договором: баш; не вправе отказать гражданин}' в заключении договора банковского вклада; при этом условия договора банковского вклада устанавливаются одинаковыми для всех граждан. Право па привлечение денежных средств во вклады физических лиц имеют только те банки, которые внесены в установленном порядке в реестр банков, признаваемые страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". Юридические лица не вправе перечислять находящиеся во вкладах (депозитах) денежные средства другим лицам.

Как инструмент государственного регулирования в сфере рыночных отношений банковское законодательство постоянно развивается, совершенствуется, находится в постоянной динамике. Эволюция банковского законодательства имеет определенную тенденцию — повышение эффективности функционирования банковской системы. Банковское законодательство развивается в соответствии с изменяющейся экономической сферой. Вследствие этого оно обладает особой спецификой — во многие законодательные и нормативные акты вносится множество поправок и дополнений, исходя из условий действующего рынка, за которыми постоянно надо следить лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность.