Зарубежный опыт регионального регулирования инновационного предпринимательства

Эффективное использование мирового опыта в сфере анализа и развития региональной конкурентоспособности позволяет решить ряд важнейших задач, стоящих перед каждым регионом: повышение жизненного уровня населения, улучшение бизнес-климата в регионе, усиление конкурентоспособности регионального хозяйства.

В развитых зарубежных странах за последние несколько десятилетий произошла "региональная революция", которая привела к трансформации внутренней организации экономического пространства. Регионам предоставлена бо́льшая самостоятельность в определении своей политики в области экономики, инноваций. Именно те регионы, которые учитывают собственную специфику, а не просто копируют опыт передовых социально-экономических систем, служат основой устойчивого развития и конкурентоспособности страны.

Изучение успешного опыта регулирования инновационного предпринимательства в регионах различных стран предоставляет весьма интересную информацию. К лидерам инновационного процесса относятся США, Япония, Великобритания, Франция и др. Особое значение в настоящее время приобретает КНР.

Например, в Великобритании выделяются проблемные территории (Assisted are,а) на основании определения уровня экономического развития, которые обладают высоким и постоянным уровнем безработицы и находятся во всех регионах в результате закрытия предприятий обрабатывающей промышленности. Для поддержки таких территорий используются механизмы селективного финансирования, при этом должны быть выполнены следующие требования: расположение предприятия в зоне помощи, его позитивное влияние на региональную и национальную экономические системы, создание высококвалифицированных новых рабочих мест, повышение конкурентоспособности территории. Однако существует ряд ограничений для таких отраслей, как угольная промышленность, стальная, синтетические волокна, транспортные средства, сельское хозяйство, рыбная ловля, розничная торговля, ресторанный бизнес. Кроме того, проекты, предполагающие ротацию рабочих мест из одной части страны в другую, без увеличения их количества не предполагают государственной поддержки.

Во Франции существуют "платформы местной инициативы", которые за счет определения специфики региона выбирают инструменты, позволяющие обеспечить стабильное развитие территории. Для развития инновационного предпринимательства широко используется финансовая поддержка, так называемая кредитная интервенция – предоставление на льготных условиях кредитов на закупку оборудования, расширение производства. Еще одним важным инструментом регулирования считается предоставление налоговых льгот. Особое внимание уделяется таким отраслям, как аэронавтика, биотехнологии, медицина, нанотехнологии, разработка программного обеспечения.

В КНР большое внимание уделяется развитию особых зон инкубаторов для поддержки высокотехнологичных отраслей, которые возникли с целью "развития внешнеэкономического сотрудничества и технологического обмена и реализации социалистической программы модернизации". Эта политика стартовала в конце 1980-х гг. на базе американского опыта Силиконовой долины. На общенациональном уровне существует 53 зоны развития высоких технологий, первая из которых – Чоиггуанкун – основана в Пекине в 1988 г.

Основная особенность данных зон – учет "фактора специализации", т.е. отличия от остальной экономики по своим характеристикам. Более того, для получения эффекта от данного процесса влияние особых зон должно распространяться на всю экономику страны. Политика их формирования предполагает: создание стабильно функционирующей инфраструктуры с тем, чтобы высокотехнологичные зоны выступали в роли площадок для инновационной деятельности и взаимодействия между субъектами инновационной системы; предоставление разнообразных льгот, прежде всего налоговых, благоприятствующих развитию высокотехнологичных фирм; создание новой модели управления по принципу "маленькое правительство, но большие услуги" для уменьшения транзакционных издержек; формирование кластерной структуры с целью более активного взаимодействия компаний и укрепления сотрудничества между ними. Подобная политика обусловила рост регионального неравенства в КНР. Для этого правительство страны в 2000 г. начало реализовывать стратегию "На запад". Ее цель – стимулировать рост менее развитых областей. Предполагается комбинирование различных аспектов политики – фискального, регионального, инвестиционного, научно-технологического.

Таким образом, обобщая опыт изучения государств с наиболее успешным применением механизмов регулирования инновационного предпринимательства в регионах, следует выделить следующие моменты.

1. Современная государственная политика кластеров определяется специфическими особенностями развития регионов.

2. Региональная политика носит в большей степени структурный, а не перераспределительный характер.

3. Регионы в результате реализации инновационной политики получают широкий спектр инициатив и полномочий.

4. Инновационная политика отличается разнообразием практических подходов, и не существует четко определенного набора инструментов регулирования.

5. Для активизации и ускорения инновационных процессов на региональном уровне широко используется практика создания свободных экономических зон.

6. Зарождение и распространение инноваций переносятся с центрального уровня на периферийные, т.е. ядром инноваций становятся регионы, что обеспечивает их подтягивание, снижает степень дифференциации.