Надзор за законностью рассмотрения и разрешения предложений, заявлений и жалоб лиц, содержащихся в СИЗО.

Порядок направления предложений, заявлений и жалоб лиц, содержащихся под стражей, регулируется: Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", ст. 21 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ, разд. 9 Правил, Административным регламентом предоставления государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей (утв. приказом Минюста России от 29.06.2012 № 125).

В ходе проверки прокурор выясняет, как организована работа с обращениями заключенных под стражу и осужденных, содержащихся в СИЗО. По книге регистрации письменных заявлений и жалоб, по журналу личного приема лиц, содержащихся в СИЗО, а также по их личным делам необходимо проверить, своевременно ли обращения, переданные администрации СИЗО, направляются адресатам, правильно ли разрешаются руководством СИЗО, уведомляются ли заявители о результатах рассмотрения своих обращений. В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, подлежит разрешению в срок до одного месяца со дня его регистрации. В то же время для разрешения обращений подозреваемых и обвиняемых, направленных в адрес администрации, ст. 21 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ определен специальный порядок. Ответ на устное заявление объявляется в течение суток, в случае назначения дополнительной проверки ответ должен быть доведен до заявителя в течение пяти суток. Ответ на письменную жалобу в адрес администрации СИЗО должен быть дан не позднее 10 суток.

К упомянутым в ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ органам государственной власти, имеющим право контроля за местами содержания под стражей, заявления и жалобы в адрес которых не подлежат цензуре, относятся Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы и органы исполнительной власти субъектов РФ (ст. 38 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ).

В соответствии со ст. 46 и 47 УПК подозреваемые и обвиняемые вправе приносить жалобы на действия и решения суда, прокурора, следователя и лица, производящего дознание. Порядок обжалования определен нормами уголовно-процессуального законодательства.

Особого внимания требует проверка сообщений об ущемлении прав подозреваемых и обвиняемых, унижении их человеческого достоинства, о недозволенных связях работников изоляторов с заключенными под стражу и осужденными, других грубых нарушениях законности. Закон не допускает преследование подозреваемых и обвиняемых за обращение с ходатайствами, предложениями, заявлениями или жалобами в связи с нарушением их прав и законных интересов. Преследование может осуществляться в таких формах, как незаконное ограничение прав заявителей, отказ в удовлетворении законной просьбы, необоснованное или незаконное применение мер взыскания. Прокурор обязан давать таким фактам самую принципиальную оценку, ставить вопросы о дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц либо, при наличии достаточных оснований, направлять материалы в следственный орган для осуществления уголовного преследования по признакам ст. 285 и 286 УК.

Не может рассматриваться в качестве преследования установленная ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ процедура взыскания с заявителя расходов, понесенных в связи с изложением в обращении заведомо ложных сведений. Взыскание производится по решению суда.

В ходе проверки прокурор должен учитывать, что в соответствии с положениями Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ не допускается ограничение или приостановление прав подозреваемых и обвиняемых на подачу жалоб ни при каких обстоятельствах, будь то водворение арестованного в карцер, введение в СИЗО режима особых условий и т.д. Прокурор должен строго следить за соблюдением этих требований закона и пресекать возможные попытки их нарушения.