Надзор за законностью административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов

Надзор за законностью по административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов включает проверку прокурором законности принятых мер по выявленным таможенными органами нарушениям, в частности, привлечения к административной ответственности. Она может проводиться как самостоятельная в основном по тем же вопросам, что и проверка административно-юрисдикционной деятельности любого органа (см. параграф 5.6 настоящего пособия). Особенностью надзора за законностью деятельности таможенных органов является, в частности, необходимость проверки полноты регистрации административных правонарушений. Прокурор должен ознакомиться с материалами подразделений, осуществляющих таможенный контроль на перечисленных выше направлениях деятельности этих органов.

В подразделениях таможенного оформления и контроля, таможенных платежей и валютного контроля он может обнаружить информацию о совершенных административных правонарушениях в области таможенного дела, выявленных таможенными органами, но ими же и сокрытых. Чаще всего таможенные органы ограничиваются требованием к участникам ВЭД заплатить таможенные платежи, выполнить требования валютного законодательства и пр., а дел об административных правонарушениях не возбуждают, хотя соответствующие основания имеются.

Следует также проверять: законно ли привлечение к административной ответственности; нет ли случаев субъективного подхода к различным участникам ВЭД при осуществлении административно юрисдикционной деятельности; правильно ли квалифицировано содеянное, нет ли в нем признаков преступления; использована ли предоставленная законом возможность одновременного привлечения за административное правонарушение юридического лица, а за преступление, например, руководителя этой организации; законность рассмотрения дел (например, обнаружив запрещенную валютную операцию, таможенные органы возбуждают дело по ст. 15.25 КоАП, однако рассматривать его они не вправе: материалы должны направляться в органы Росфиннадзора).

Прокурор проверяет, были ли приняты таможенным органом все необходимые меры для обеспечения реального взыскания штрафа. Следует выявлять, осуществляется ли на рассматриваемом участке надлежащий внутриведомственный контроль. В связи с этим нужно иметь в виду, что существует значительное количество нормативных актов ФТС России и методических рекомендаций, посвященных рассматриваемому вопросу. В частности, приказы ФТС России от 18.12.2006 № 1339 "О порядке хранения изъятых вещей и документов, имеющих значение доказательств по делам об административных правонарушениях", от 24.04.2007 № 523 "Об утверждении Инструкции о порядке истребования сведений, подготовки и исполнения поручений, запросов по делам об административных правонарушениях", от 24.04.2007 № 525 "Об утверждении Инструкции о порядке передачи дел об административных правонарушениях на рассмотрение в другой таможенный орган Российской Федерации", от 01.03.2012 № 368 "О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание", распоряжение ФТС России от 21.02.2007 № 56-р "О взаимодействии структурных подразделений таможенных органов Российской Федерации при применении части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и многочисленные письма ФТС России, например, от 10.01.2008 № 01-11/217 "О направлении Методических рекомендаций по квалификации нарушений валютного законодательства".