Надзор за соблюдением прав несовершеннолетних в воспитательных колониях

В ходе проверок деятельности воспитательных колоний прокурорами обращается внимание на исполнение требований Конституции РФ, УИК, Законов РФ от 21.07.1993 № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральных законов "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", от 21.12.1994 № 69-ЗФ "О пожарной безопасности", "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", "Об образовании в Российской Федерации" и др. Задачи рассматриваемого направления определяются в соответствии с приказами Генпрокурора РФ от 30.01.2007 № 19 "Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", от 15.02.2011 № 33 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности", от 30.01.2013 №45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации" и др.

Проверке должен предшествовать предметный анализ состояния дел и складывающихся тенденций состояния преступности, нарушений режима в воспитательных колониях, основанный на ознакомлении со статистическими и иными данными (материалами инспекторских проверок, осуществленных органами ведомственного контроля, данными, имеющимися в комиссиях по делам несовершеннолетних, жалобами, заявлениями, ходатайствами и обращениями осужденных, другой информацией).

Изучению прокурором подлежат вопросы:

– обоснованности назначения судом осужденному данного вида исправительного учреждения;

– обоснованности помещения его в соответствующие условия отбывания наказания;

– законности оставления лиц, достигших 18-летнего возраста, в воспитательной колонии или перевода в изолированные участки, функционирующие как колонии общего режима;

– соблюдения требований закона о раздельном содержании в воспитательной колонии различных категорий осужденных;

– соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства об основных средствах исправления осужденных, обеспечения их прав, свобод, законных интересов;

– законности применения к ним администрацией воспитательной колонии мер поощрения и взыскания.

К проведению проверок привлекаются сотрудники региональных управлений по исполнению наказаний, управлений юстиции, специалисты в сферах образования, здравоохранения, технологического и экологического надзора, соответствующих структур субъектов РФ, органов местного самоуправления и др.

При проверках выясняется состояние исполнения законов:

– при организации режима в колонии, в следственных изоляторах (СИЗО);

– организации медико-санитарного и материально-бытового обеспечения несовершеннолетних осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

– привлечении к труду несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы;

– соблюдении безопасных условий труда несовершеннолетних воспитанников и техники безопасности;

– соблюдении требований пожарной безопасности в следственных колониях и СИЗО;

– организации воспитательной работы, в том числе при применении мер поощрения и взыскания как к осужденным, так и к подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений;

– организации образования в колониях;

– организации ведомственного контроля в колониях и СИЗО;

– организации работы с жалобами и заявлениями граждан, несовершеннолетних осужденных и подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

– организации работы по освобождению осужденных из воспитательной колонии и др.

Особое внимание при этом обращается на состояние инженерно- технических сооружений, а также зданий колонии, СИЗО, на создание строгих, облегченных, льготных и обычных условий отбывания наказания в колониях и соответствующих условий в СИЗО, на осуществление контроля за осужденными и подозреваемыми и обвиняемыми в ночное и дневное время и др.

Непосредственно проверку рекомендуется начать с обхода жилых, производственных помещений, а также школы, профессионально- технического училища, столовой, медико-санитарной части, баннопрачечного комплекса и других коммунально-бытовых помещений, дисциплинарного изолятора и т.д. В обходе должны участвовать должностные лица колонии для представления прокурору пояснений по возникающим вопросам. В первую очередь проверяется законность содержания лиц в дисциплинарном изоляторе.

Нередко выявляются факты необеспечения администрациями колоний права осужденных на безопасность, несоблюдения законодательства о привлечении осужденных к труду, правил техники безопасности, в сфере медико-санитарного обеспечения и др.