Надзор за соблюдением прав граждан на свободу совести и вероисповедания

Конституция РФ презюмирует свободу совести и вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими гражданами любую религию или не исповедовать никакой, свободно иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28). Данное право ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, нрав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях").

Среди международно-правовых актов следует выделить Всеобщую декларацию прав человека 1948 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений 1981 г.; Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, 1992 г., а также подписанные Россией документы, принятые в рамках СНГ: Декларацию прав государств – участников СНГ о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод 1993 г.; Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г.

На национальном уровне рассматриваемые вопросы регулируют Конституция РФ (ст. 14, 19, 28, 29 и др.), Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", постановление КС РФ от 23.11.1999 № 16-П и др. При организации и проведении проверок исполнения названного законодательства следует также руководствоваться приказом Генпрокурора РФ от 07.12.2007 № 195.

К типичным нарушениям законов в рассматриваемой сфере относятся: а) нарушения, связанные с регистрацией религиозного объединения (необоснованный отказ в регистрации, пропуск срока регистрации и т.д.); б) нарушения, связанные с воспрепятствованием осуществления права на свободу совести (принудительное обучение религиозным дисциплинам в учебном заведении лиц, исповедующих другую религию или не исповедующих никакой; указание в официальных документах на принадлежность гражданина к религии; отказ гражданину в праве на замену воинской службы альтернативной гражданской; запрещение совершения по просьбе верующих религиозных обрядов в воинских частях и лечебных учреждениях или, наоборот, принудительное осуществление таких обрядов и церемоний против воли лиц, находящихся в этих учреждениях); в) нарушения, совершаемые в процессе осуществления деятельности религиозной организацией (осуществление запрещенных для религиозных организаций видов деятельности; осуществление деятельности, не предусмотренной уставом религиозной организации); г) действия, направленные на подрыв (насильственное изменение) основ конституционного строя и безопасности государства; д) принуждение к разрушению семьи; е) посягательство на личность, права и свободы граждан; ж) нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических средств и психотропных веществ, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий; з) склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящихся в опасном для жизни и здоровья состоянии; и) воспрепятствование получению обязательного образования; к) принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения; л) воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имущества, если есть опасность реального ее исполнения, или применением насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения; м) побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

Перед началом проверки прокурор должен изучить законодательство, регламентирующее право граждан на свободу совести и деятельность религиозных объединений, ознакомиться с имеющимися поданному направлению указаниями Генпрокурора РФ, изучить аналогичные материалы ранее проведенных проверок. В органах юстиции начинать проверку целесообразно с изучения данных о регистрации религиозной организации, ее учредительных документов.

Сведения о нарушениях права граждан на свободу совести и вероисповедания могут быть получены из традиционных источников, к которым относятся письма и заявления граждан, государственных и общественных организаций, материалы судебной практики (дела различной категории), публикации СМИ. Важными дополнительными источниками информации являются материалы органов юстиции, которые регистрируют религиозные организации и осуществляют контроль за соблюдением ими своих уставов относительно целей и порядка их деятельности; органов системы образования, выдающих лицензии на право осуществления образовательной деятельности учреждениям профессионального религиозного образования; налоговых органов, осуществляющих контроль за уплатой налогов при осуществлении религиозными организациями предпринимательской деятельности и создании собственных предприятий.

В ходе проверки прокурору необходимо получить ответы на следующие вопросы: а) законно ли создана и действует религиозная организация; б) не содержит ли устав и другие учредительные документы организации нормы, противоречащие ч. 5 ст. 13 Конституции РФ и действующему законодательству; в) представлены ли на регистрацию все установленные законом документы; г) соблюден ли установленный законом срок рассмотрения заявления; д) соблюден ли установленный законом срок для проведения государственной религиоведческой экспертизы; е) законно ли отказано в регистрации религиозной организации, если такой факт имел место, сообщено ли об этом письменно заявителю с указанием оснований отказа; ж) законно ли оставлено заявление о регистрации религиозной организации без рассмотрения, уведомлен ли об этом заявитель; з) не выходит ли религиозное объединение в своей деятельности за пределы целей и задач, определенных их уставом, не противоречит ли его деятельность уставным целям; и) соблюдают ли религиозные организации, не имеющие документа, подтверждающего их существование на соответствующей территории на протяжении не менее 15 лет, ограничения, предусмотренные п. 3 ст. 27 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" (запрет на проведение религиозных обрядов в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы, на создание образовательных учреждений, на учреждение СМИ и др.); к) не нарушает ли религиозное объединение своими действиями общественный порядок, не угрожает ли общественной безопасности; л) не осуществляется ли религиозным объединением пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества; м) не создаются ли религиозным объединением вооруженные формирования; н) не побуждают ли религиозные объединения граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению ими противоправных действий; о) осуществляют ли органы юстиции, регистрирующие религиозные объединения, контроль за соблюдением ими положений устава, касающихся целей и порядка их деятельности; п) соблюдаются ли государственными органами, их должностными лицами установленный законом порядок учета и разрешения жалоб и заявлений (имеются в виду обращения граждан о нарушении их прав в связи с отношением к религии, о привлечении священнослужителей к ответственности за отказ от показаний по обстоятельствам, которые им стали известны на исповеди, о возложении на религиозные организации функций государственных органов и органов местного самоуправления, о вмешательстве в деятельность религиозных объединений); правомерны ли принятые по таким обращениям решения; р) не осуществляется ли в учебных заведениях принудительное обучение религиозным дисциплинам лиц, исповедующих другую религию или не исповедующих никакой; с) не запрещается ли совершение по просьбе верующих религиозных обрядов в воинских частях, лечебных учреждениях, наоборот, не осуществляются ли такие обряды принудительно, против воли лиц, находящихся в этих учреждениях.

При организации работы прокурор должен обращать внимание на соответствие законам нормативных правовых актов субъектов РФ, касающихся свободы совести, свободы вероисповедания и религиозного объединения, поскольку согласно ст. 72 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении России и ее субъектов.

Средства прокурорского реагирования в каждом конкретном случае определяются в зависимости от характера выявленных нарушений законности, степени их распространенности и тяжести последствий.