Надзор за исполнением законов в таможенной сфере

Одним из главных направлений деятельности транспортных прокуратур является надзор за исполнением законов в таможенной сфере, который строится с учетом требований приказов Генпрокурора РФ от 15.07.2011 № 211 "Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере", 07.05.2008 № 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур", 26.10.2009 № 344 "Об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений таможенных органов об аресте имущества должника в качестве способа обеспечения взыскания таможенных пошлин, налогов".

Транспортные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, определяют перечень объектов надзора, разграничивают предметы ведения и границы деятельности с подчиненными транспортными прокуратурами.

Генпрокурор РФ требует от транспортных прокуроров сосредоточить усилия на исполнении законодательства, регламентирующего таможенный контроль, контроль таможенной стоимости, порядок уплаты и взыскания таможенных платежей, таможенные процедуры, валютный контроль.

Следует проверять правомерность решений таможенных органов, связанных с проведением таможенных операций, выдачей разрешений, включением в реестры. Требуется добиваться от таможенных органов своевременного выявления и пресечения таможенных правонарушений и преступлений, установления виновных в них лиц и привлечения их к ответственности, возмещения причиненного ущерба. Необходимо регулярно проводить в поднадзорных органах проверки учета и регистрации сообщений о преступлениях. Для выявления преступлений в таможенной сфере, сокрытых от учета, практиковать проверки в подразделениях, производящих таможенное оформление товаров, начисление и взыскание таможенных платежей, проверки нижестоящих таможенных органов и участников ВЭД. Проверке подлежит законность производства по административным делам о таможенных правонарушениях и взыскания штрафов; законность правовых актов, издаваемых таможенными органами. Необходимо проверять законность использования бюджетных средств, выделенных на совершенствование таможенной инфраструктуры, сохранность федеральной собственности, находящейся в распоряжении таможенных органов.

Нельзя не учитывать, что таможенное законодательство непрерывно совершенствуется, и необходимо постоянно "отслеживать" изменения в нем, особенно в связи с введением в действие Таможенного кодекса Таможенного союза, принятого Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17 (далее – ТК ТС). Это законодательство весьма сложное, желательно ознакомиться с разъяснениями, которые дают специалисты[2]. Транспортные прокуроры должны иметь положения о таможенных органах, за исполнением законов которыми осуществляют надзор, об их структурных подразделениях.

Генпрокурор РФ обязывает транспортных прокуроров анализировать состояние законности в таможенной сфере, обобщать прокурорскую и следственную практику по уголовным делам о таможенных преступлениях, а также преступлениях по службе, совершенных должностными лицами таможенных органов, результаты анализа использовать при планировании надзора; сообщать в докладных записках об итогах работы за год и полугодие по направлениям деятельности в Генпрокуратуру РФ.

Для анализа состояния законности требуются данные об объемах и характере внешнеторговых операций (динамика нарушений таможенного законодательства может быть обусловлена изменением этих данных), другая статистическая отчетность таможенных органов. Ежегодно ФТС России определяется перечень форм статотчетности, например, приказом от 28.12.2009 № 2407 "Об отчетности таможенных органов по основным направлениям деятельности перед ФТС России в 2009 году". Следует использовать статистику, отражающую результаты таможенного контроля: 78-"СУР" (содержит информацию о применении системы управления рисками); 60-"Результаты проверочных мероприятий"; 16-"Контроль таможенных деклараций"; 56-"ИДК" (о применении инспекционно-досмотровых комплексов); 40-"Проверочные мероприятия"; 60-"Результаты проверочных мероприятий" и др.

Используется и отчетность ФТС России, отражающая результаты правоохранительной деятельности. Это формы 1-ГУТРД "Отчет о движении уголовных дел по таможенным преступлениям" (приводятся данные о контрабанде с разбивкой не только по частям ст. 188 УК, но и по предмету контрабанды: наркотики, оружие, нефть и др., с указанием стоимости этих товаров; о других таможенных преступлениях (ст. 189, 190, 193, 194 УК); лицах, их совершивших, и др.),

2-ГУТРД "Отчет о материалах с признаками преступлений" (в частности, в форме отражаются данные о возбужденных уголовных делах: по результатам применения системы управления рисками, деятельности оперативных и иных подразделений таможенных органов и т.д., что позволяет оценить результативность этой деятельности);

3-ГУТРД и приложения к ней "Отчет об административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов", 11-штраф – об исполнении постановлений о наложении взысканий в виде штрафа и др.

Особенностью ряда форм отчетности ФТС России является ее "привязка" к актам прокурорского реагирования, судебным решениям, которые были вынесены по вопросам, связанным с таможенным делом. Это формы "10-суд" – о рассмотрении дел в судах общей юрисдикции; "14-суд" – о рассмотрении дел в арбитражных судах; "16-прок", "17-прок", "19-прок", "5-кад" – о состоянии правопорядка и дисциплины.

Сведения о преступлениях коррупционной направленности в таможенных органах запрашиваются в подразделениях службы собственной безопасности (ССБ), которые выявляют 96–98% этих преступлений. ССБ располагают также данными о лицах, совершивших эти преступления; сотрудниках, совмещавших службу с предпринимательской деятельностью, о привлеченных к дисциплинарной ответственности и др.

Прокурорам по договоренности с таможенными органами желательно знакомиться с их аналитическими материалами. Однако запрашивать в прокуратуру можно только ту информацию, которая предусмотрена Законом о прокуратуре. В структуре ФТС России имеется Аналитическое управление, а некоторые РТУ имеют такие подразделения (Сибирское, Уральское). Региональный узел связи по правоохранительной работе ВТО по странам СНГ RILO-Москва издает бюллетени, отражающие состояние преступности в таможенной сфере и борьбы с ней, причем не только в России, но и странах – бывших союзных республиках СССР. В бюллетенях приводятся сведения и об административных правонарушениях, причем за ряд лет.

Информация для анализа запрашивается и из других органов. Например, в территориальных агентствах по управлению имуществом прокуроры могут получить сведения о нарушениях законодательства при использовании таможенными органами государственного имущества, в том числе зданий, сооружений, складов и пр.; о привлеченных за эти нарушения к ответственности лицах и др. Целесообразно использовать данные антимонопольной службы, Счетной палаты.

Используется также государственная статистика, отражающая состояние преступности, борьбы с ней, прокурорского надзора, другие источники информации, которые является общими и для территориальных, и для транспортных прокуроров.

Анализ приказов Генпрокурора РФ, состояния законности позволяет определить приоритетные направления надзора за исполнением законов в таможенной сфере. Как правило, ими являются надзор за исполнением законодательства: о таможенном контроле, таможенных платежах, правах участников ВЭД, таможенных процедурах, запретах и ограничениях; перемещении отдельных видов товаров: леса, морепродуктов, объектов СИТЕС, товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, и пр., государственной службе и противодействии коррупции, валютного законодательства, административно-юрисдикционной деятельности.

Нормативной базой, которой оперируют прокуроры, кроме ТК ТС, являются: международные договоры, международные договоры (соглашения) государств – членов ТС; решения Комиссии ТС, НК, Федеральные законы "Об оружии", "О вывозе и ввозе культурных ценностей", "О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности", "О таможенном тарифе", "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее – Закон о таможенном регулировании) и др., указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты ФТС России и другие органов (Минфина России, ЦБ РФ и т.д.).

ТК ТС имеет прямое действие. Прокурорам следует знать, что ТК ТС изменил по сравнению с прежним Таможенным кодексом РФ многие основные понятия и правовую регламентацию ряда институтов. Соответственно, существенные отличия от Кодекса имеет и Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", принятый в соответствии с ТК ТС.