Надзор за исполнением законов о приватизации

К основным нормативным правовым актам о приватизации государственного и муниципального имущества относятся: Федеральные законы от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Указы Президента РФ от 24.12.1993 № 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" и от 22.07.1994 № 1535 "Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года". Порядок и условия приватизации имущества субъектов РФ, муниципального имущества определяются принимаемыми в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.

Типичными нарушениями законов являются:

– утверждение планов (программ) приватизации, принятие решений об условиях приватизации неуполномоченными органами;

– отчуждение имущества в отсутствие плана (программы) приватизации;

– включение в состав приватизируемого имущества объектов, не подлежащих приватизации;

– отчуждение государственного и муниципального имущества, минуя установленные ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ способы приватизации (например, отчуждение имущества под видом расчетов с кредиторами, путем внесения в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ, закрепление на праве хозяйственного ведения за унитарными предприятиями с последующей реализацией с согласия органа управления государственным, муниципальным имуществом заранее известным заинтересованным лицам);

– ненадлежащее информационное обеспечение приватизации: неопубликование (опубликование не в полном объеме, с несоблюдением установленных сроков) планов (программ) приватизации, информационных сообщений о продаже, информации о результатах сделок приватизации;

– нарушения порядка проведения торгов по продаже государственного и муниципального имущества (например, нарушение антимонопольных требований к торгам; предоставление не предусмотренных льгот и преимуществ конкретным покупателям; признание состоявшимися торгов, в которых фактически принял участие только один участник);

– занижение стоимости имущества, подлежащего приватизации;

– невыполнение покупателями условий приобретения государственного, муниципального имущества в собственность;

– использование незаконного средства платежа при оплате приватизируемого имущества (например, оплата векселями, заключение договоров мены);

– неперечисление, несвоевременное перечисление средств от продажи в бюджеты.

Распространены следующие нарушения Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ: формирование прогнозных планов приватизации, принятие решений об условиях приватизации имущества без учета преимущественного права его выкупа арендаторами из числа субъектов малого и среднего предпринимательства; незаконные отказы последним в приобретении арендуемых помещений в заявительном порядке (ст. 9); предоставление права преимущественного выкупа лицам, не относящимся к категории субъектов малого и среднего бизнеса или не отвечающим условиям, установленным ст. 3; предоставление права выкупа большего по площади помещения, чем предусмотрено законом.

Прокурорские проверки исполнения законов о приватизации могут проводиться в органах управления государственным, муниципальным имуществом; в организациях, наделенных функциями, связанными с продажей приватизируемого имущества; на предприятиях, имущественный комплекс или акции которых подлежат приватизации.

При подготовке к проверке следует установить перечень объектов, подлежащих приватизации, ознакомиться с отчетами о результатах приватизации, с данными федерального статистического наблюдения по формам № 2-приватизация "Сведения о приватизации имущественного комплекса государственного или муниципального унитарного предприятия" и № 3-приватизация "Сведения о средствах от приватизации государственного и муниципального имущества".

Перечень основных вопросов, подлежащих проверке:

– соблюдаются ли требования закона при принятии решений об условиях приватизации (все ли объекты, в отношении которых оно принято, включены в планы (программы) приватизации; уполномоченным ли органом принято решение; соответствует ли его ОГЛАВЛЕНИЕ требованиям закона (подп. 7, абз. 2 подп. 9 п. 1, п. 2 ст. 6; п. 2 и 4 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ);

– нет ли фактов включения в план (программу) приватизации продажи объектов, не подлежащих приватизации (п. 3 ст. 3, п. 4 ст. 11, п. 1 ст. 30, п. 6 ст. 43 данного Закона);

– соблюдаются ли требования закона при определении состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия (ст. 11 Закона). При необходимости с помощью специалистов в области бухгалтерского учета, финансов устанавливается: включены ли в передаточные акты, акты инвентаризации все виды подлежащего приватизации имущества, нет ли фактов его необоснованного списания, правильно ли определена балансовая стоимость активов;

– проводится ли оценка для установления начальной цены подлежащего приватизации имущества (ст. 12 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ; ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ);

– соблюдаются ли требования ст. 15 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ об информационном обеспечении приватизации;

– не осуществляется ли отчуждение приватизируемого имущества не предусмотренными законом способами. Соблюдаются ли условия использования отдельных способов приватизации (п. 2 ст. 13, п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 24 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ);

– не допускается ли нарушений порядка приватизации, установленного отдельными статьями гл. 4 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ применительно к каждому способу приватизации, в том числе правил проведения торгов;

– обеспечивается ли полное и своевременное поступление в бюджеты доходов от продажи имущества (ст. 41, 51, 57, 62 БК);

– действуют ли специализированные организации, осуществляющие функции, связанные с продажей приватизируемого имущества, в пределах своих полномочий, не допускается ли их превышение;

– выполняются ли покупателями условия приобретения государственного и муниципального имущества в собственность, соблюдаются ли ограничения, установленные в порядке обременения приватизируемого имущества (ст. 20, 29, п. 4 ст. 30, ст. 31 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ). Осуществляется ли органами управления государственным, муниципальным имуществом надлежащий контроль за выполнением покупателями условий приобретения имущества и установленных ограничений;

– соблюдаются ли предусмотренные гл. 7 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ требования к особенностям создания в процессе приватизации и к правовому положению открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности.

В целях выявления фактов отчуждения имущества, минуя установленные законом способы и порядок приватизации, следует ознакомиться в органах управления государственным, муниципальным имуществом с правовыми актами и договорами, касающимися отчуждения объектов государственной, муниципальной собственности, получить сведения о соответствующих сделках из налоговых органов, органов Росреестра, ГИБДД. Необходимо обратить внимание: на основания исключения имущества государственной, муниципальной казны из реестра; на факты распоряжения государственным, муниципальным имуществом, не включенным в реестр, либо без зарегистрированного права на него; на договоры купли-продажи имущества казны без включения в планы приватизации; на договоры его мены, передачи в залог; на договоры подряда, оказания услуг, по которым средством платежа выступает передача права собственности на объекты государственного, муниципального имущества.

В ходе проверки исполнения законов в сфере приватизации изучаются: планы (программы) приватизации; решения об условиях приватизации; приватизационные дела; аукционная (конкурсная) и иная документация, соответствующая способу приватизации (протоколы итогов аукциона, конкурса, протоколы приема заявок, заявки, документы, представляемые участниками торгов); договоры на проведение оценки, отчеты об оценке имущества; договоры купли-продажи; платежные поручения; документы, подтверждающие выполнение условий приобретения государственного, муниципального имущества в собственность; другие документы по необходимости.

С целью выявления нарушений Федерального закона от 2l.l2.200l № 178-ФЗ прокурорам следует обеспечить поступление из органов государственной власти, местного самоуправления, органов Росреестра, от общественных объединений предпринимателей и провести комплексный анализ сведений о заключенных и расторгнутых договорах аренды, основаниях их расторжения; объектах недвижимости, арендуемых субъектами малого и среднего предпринимательства и включенных в программы приватизации; обращениях предпринимателей о реализации преимущественного права приобретения арендуемого имущества, результатах их рассмотрения; заключенных договорах купли-продажи.