Надзор за исполнением законов о государственной и му ниципальной собственности

Основу правового регулирования отношений государственной, муниципальной собственности и управления государственным, муниципальным имуществом в России составляют положения Конституции РФ, ГК, Федеральных законов от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

Типичными нарушениями законов являются:

– ненадлежащие учет и ведение реестров государственного, муниципального имущества;

– отсутствие государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество публично-правовых образований, сделок с ним;

– нарушение порядка разграничения государственной, муниципальной собственности между публично-правовыми образованиями;

– незаконное распоряжение государственной, муниципальной собственностью органами управления государственным, муниципальным имуществом (например, с превышением компетенции; минуя процедуру приватизации) и субъектами права хозяйственного ведения, оперативного управления (например, без согласия собственника; совершение сделок, противоречащих целям и характеру деятельности унитарных предприятий, учреждений);

– передача прав владения, пользования государственным, муниципальным имуществом без проведения торгов;

– распоряжение объектами государственной, муниципальной собственности без проведения рыночной оценки;

– незаконное изъятие органами управления государственного, муниципального имущества из хозяйственного ведения унитарных предприятий; распоряжение имуществом, закрепленным на праве оперативного управления, без изъятия в установленном законом порядке;

– ненадлежащее представление интересов публично-правовых образований в органах управления акционерных обществ;

– незаконное отчуждение имущества акционерных обществ с государственным, муниципальным участием (например, совершение сделок без предварительного одобрения советом директоров, общим собранием акционеров в установленных законом случаях);

– неперечисление, несвоевременное перечисление в бюджеты неналоговых доходов от использования и продажи государственного, муниципального имущества, части прибыли унитарных предприятий, прибыли от участия в капиталах юридических лиц, дивидендов по акциям;

– нарушение порядка оценки и реализации имущества, обращенного в собственность государства;

– ненадлежащий контроль органов управления государственной, муниципальной собственностью за использованием и сохранностью государственного, муниципального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также переданного во владение (пользование) по иным основаниям, за деятельностью представителей публично-правовых образований в органах управления юридических лиц с государственным, муниципальным участием; непринятие мер по защите государственных и муниципальных имущественных интересов, привлечению виновных в причинении ущерба к ответственности.

Помимо органов управления государственным и муниципальным имуществом (на федеральном уровне – Росимущество и его территориальные органы) определенными контрольными функциями в сфере отношений государственной, муниципальной собственности наделены: Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований; Росфиннадзор, региональные и муниципальные органы финансового контроля; ФАС России; Росохранкультура и соответствующие органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Основные направления прокурорских проверок исполнения законов о государственной и муниципальной собственности охватывают сферы: управления государственным и муниципальным имуществом; разграничения публичной собственности; приватизации; деятельности государственных, муниципальных унитарных предприятий и учреждений; осуществления публично-правовыми образованиями прав акционеров; распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства.

Объектами прокурорских проверок являются органы управления государственным, муниципальным имуществом; организации, осуществляющие их отдельные полномочия в соответствии с законодательством, поручениями органов управления публичной собственностью, договорами (например, реализация имущества, управление акциями); государственные, муниципальные унитарные предприятия, учреждения, юридические лица с участием публично-правовых образований; организации, во владении и пользовании которых находится государственное, муниципальное имущество. Прокуроры не должны подменять контрольные функции органов управления государственным, муниципальным имуществом, органовспециализиро- ванного контроля в отношении названных организаций, вмешиваться в их оперативно-хозяйственную и иную деятельность. Прокурорские проверки в указанных организациях следует проводить при наличии информации о фактах нарушений законов, которые: свидетельствуют о бездействии со стороны органов управления публичной собственностью; сопряжены с неправомерными действиями их должностных лиц; в силу значимости объекта могут повлечь негативные последствия, затрагивающие значительный круг лиц.

В органах управления государственным, муниципальным имуществом проверке подлежат: 1) организация учета, своевременность и полнота ведения реестров государственного, муниципального имущества; 2) соблюдение требований законов о регистрации вещных прав на недвижимое имущество; 3) законность распоряжения государственным, муниципальным имуществом (необходимо дать оценку принятым решениям и заключенным договорам по его отчуждению, передаче в пользование, в доверительное управление, решениям, направленным на разграничение публичной собственности); 4) соблюдение порядка проведения конкурсов, аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения, пользования в отношении государственного, муниципального имущества; 5) проведение оценки объектов публичной собственности, вовлекаемых в сделки; 6) полнота и своевременность поступления в бюджеты доходов от использования государственной, муниципальной собственности; 7) обеспечение надлежащего контроля за использованием по назначению и сохранностью государственного, муниципального имущества.

В ходе проверки с целью получения сведений о нарушениях законов в органах управления государственным, муниципальным имуществом изучаются: правовые акты, статистическая отчетность и текстовые отчеты; данные реестра государственного, муниципального имущества; правоустанавливающие документы на объекты недвижимости; распоряжения в отношении объектов публичной собственности; договоры их отчуждения, передачи в пользование, в доверительное управление; конкурсная (аукционная) документация к торгам; контракты (договоры) на проведение оценки, отчеты об оценке; финансовая отчетность о поступлении в бюджет доходов от использования и продажи государственного, муниципального имущества; платежные поручения, подтверждающие перечисление доходов; акты проверок в порядке реализации контрольных полномочий; документы по претензионной работе; материалы гражданских дел с участием органа управления имуществом.

Помимо органов управления государственным, муниципальным имуществом сведения о нарушениях законов о государственной и муниципальной собственности могут быть получены: в Счетной палате РФ и контрольно-счетных органах субъектов РФ, муниципальных образований, в органах финансового контроля (содержащаяся в отчетах о проверках, актах проверок информация о необеспечении сохранности, неэффективном использовании государственного и муниципального имущества); в территориальных управлениях ФАС России (информация о нарушениях порядка заключения договоров, предусматривающих переход прав владения, пользования государственным, муниципальным имуществом, антимонопольных требований к торгам; о незаконном предоставлении государственных, муниципальных преференций в виде льгот при использовании государственного, муниципального имущества); в территориальных органах Росреестра (сведения о регистрации вещных прав на недвижимое государственное, муниципальное имущество, сделках с ним (в том числе в регистрации которых отказано).