Надзор за исполнением законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности

Правовую основу деятельности органов прокуратуры по защите прав субъектов предпринимательства при осуществлении государственного и муниципального контроля составляют федеральные законы от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства, от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", приказы Генпрокурора РФ от 31.03.2008 № 53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности", от 27.03.2009 № 93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”", от 11.08.2010 № 313 "О порядке формирования органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

К типичным нарушениям прав субъектов предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля относятся:

1) принятие органами государственной власти и местного самоуправления незаконных нормативных правовых актов, несоответствующих требованиям действующего законодательства в части организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе периодичности проведения плановых проверок, оснований проведения внеплановых проверок, оформления акта по результатам проверки;

2) проведение внеплановых выездных проверок органами контроля в отношении субъектов предпринимательской деятельности без согласования с органами прокуратуры;

3) нарушения основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, установленных ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, в том числе таких, как: презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о правах и обязанностях данных органов, их должностных лиц; проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц. Например, довольно распространенным в органах государственного пожарного надзора является указание в качестве задачи проверки "принятие мер по результатам проверки", "привлечение виновных к административной ответственности" и т.п., что свидетельствует о нарушении принципа презумпции добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) взимание органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю;

5) проведение проверок в отсутствие на то законных оснований, в том числе по обращениям граждан, не содержащим сведения о нарушениях их потребительских прав, в отсутствие информации об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан. В ряде случаев контролирующими органами инициируются проверки по обращениям и заявлениям, не позволяющим установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора);

6) нарушения требований к организации и проведению плановой проверки, установленных ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Должностными лицами органов контроля не соблюдаются даты и сроки проведения проверочных мероприятий, отраженные в плане (фактически проверки проводились за пределами сроков, установленных планом работы), допускаются факты проведения плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства с превышением установленных законом сроков. В распоряжениях о проведении плановых проверок не указывается перечень истребуемых документов, вид проверки;

7) нарушения порядка организации проверок, в том числе: нарушения при оформлении распоряжения (приказа) о проведении проверки; отсутствие перечня документов, представление которых юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; указание документов, не имеющих отношение к предмету проверки и существу поступившей в орган контроля (надзора) информации; отсутствие ссылок на положения нормативных правовых актов, устанавливающие правовые основания проведения проверки, а также подлежащие проверке обязательные требования;

8) нарушения сроков проведения проверок;

9) нарушения установленных ограничений при проведении проверок, в том числе незаконное проведение внеплановой выездной проверки в отсутствие руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, истребование от хозяйствующих субъектов документов, не являющихся объектами проверки или не относящихся к предмету проверки, превышение контролирующими органами установленных сроков проведения проверок;

10) нарушения порядка оформления результатов проверок, в том числе сроков составления актов проверок, ознакомления с ее результатами, ненаправления актов проверок предпринимателям, в отношении которых такие проверки проведены, а также сроков направления их копий в прокуратуру.

С целью выявления допущенных на практике нарушений прав субъектов предпринимательства прокурору целесообразно выяснить факты;

– проведения внеплановых выездных проверок органами контроля (надзора) в отношении субъектов предпринимательства без согласования с органами прокуратуры, а также в отсутствие законных оснований;

– нарушения основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, установленных ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ;

– взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю;

– нарушения требований к организации и проведению плановых и внеплановых проверок;

– нарушения порядка уведомления субъектов предпринимательской деятельности о начале плановых проверок;

– фальсификации обращений граждан, явившихся поводом к организации и проведению внеплановых выездных проверок;

– нарушения установленных ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ сроков проведения проверок, в том числе их необоснованного продления;

– превышения полномочий контролирующими органами при проведении проверок, в том числе выходящих за рамки предмета проверки;

– проведения плановой или внеплановой выездной проверки в отсутствие руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя;

– нарушения ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ в части порядка оформления результатов проверок, ознакомления с ее результатами, ненаправления актов проверок предпринимателям, в отношении которых такие проверки проведены, а также сроков направления их копий в прокуратуру.

При поступлении документов на согласование выездной проверки прокурор выясняет;

– уровень предполагаемой (проведенной) внеплановой выездной проверки органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

– свои полномочия по согласованию внеплановой выездной проверки в соответствии с тем уровнем, на котором она проводится;

– территориальную принадлежность получения согласования органа прокуратуры на проведение внеплановой проверки юридического лица (его филиала или представительства), индивидуального предпринимателя – по месту их нахождения (месту осуществления деятельности);

– основания проведения внеплановой выездной проверки, их соответствие требованиям действующего законодательства;

– источники получения сведений, послуживших причиной для принятия решения о необходимости проведения внеплановой выездной проверки. Не было ли фактов получения подобных сведений из обращений и заявлений, не позволяющих установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращений и заявлений, не содержащих сведений о фактах, являющихся в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ основаниями для проведения внеплановых проверок;

– наличие полного пакета документов, приложенных к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов предпринимательства;

– правильность оформления решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки;

– соответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

– наличие оснований для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки;

– соблюдение законодательно установленных сроков проведения соответствующей внеплановой выездной проверки;

– полномочия должностных лиц, проводящих внеплановую выездную проверку (они должны быть указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля);

– соответствие распоряжения или приказа руководителя органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля о проведении проверки требованиям действующего законодательства.