Надзор за исполнением законодательства, обеспечивающего

ресоциализацию летей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации[1]

Под ресоциализацией несовершеннолетних следует понимать социальную реабилитацию, социальную адаптацию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым требуется срочная помощь в приобретении либо восстановлении своих социальных прав.

Основными нормативными правовыми актами являются СК и УИК, Федеральные законы "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "О государственной социальной помощи", "Об опеке и попечительстве".

Источниками информации о нарушении прав несовершеннолетних могут быть материалы прокурорских проверок, материалы уголовных, гражданских дел, сообщения СМИ, материалы проверок контролирующих органов, сообщения граждан, должностных лиц, юридических лиц и другие источники информации.

Объектами прокурорского надзора являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения образования, социальной защиты населения, службы занятости, правоохранительные органы, предприятия, учреждения, организации, учреждения уголовно-исполнительной системы.

При подготовке к проверке, затрагивающей вопросы ресоциализации указанной категории детей, прокурору следует определиться с предметом проверки, объектами проверки, задачами проверки, подготовить вопросы к проверке, решить вопрос о необходимости привлечения к проверке специалистов, затребовать информацию из контролирующих и иных ведомственных органов (статистические сведения, результаты проверок), изучить результаты предыдущей прокурорской проверки, меры прокурорского реагирования и их результаты, обращения граждан, должностных и юридических лиц по направлению проверки, составить план проверки.

В процессе осуществления проверки прокурор обращает внимание на:

– реализацию полномочий органами государственной власти субъектов РФ (решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов);

– обеспечение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством) на жилую площадь;

– реализацию полномочий органами государственной службы занятости населения по профориентации обращающихся к ним детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет, по обеспечении ими диагностики профессиональной пригодности данной категории детей с учетом состояния здоровья; в части обеспечения за счет собственных средств необходимым профессиональным обучением с последующим трудоустройством;

– реализацию полномочий органами местного самоуправления муниципального района в части обеспечения временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, осуществления деятельности по опеке и попечительству;

– реализацию полномочий органов местного самоуправления в части обеспечения жилым помещением вне очереди детей-инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющихся сиротами или лишенных попечительства родителей, по достижении 18 лет;

– соблюдение прав детей-инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, на получение образования и профессиональное обучение;

– соблюдение прав и обязанностей организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– соблюдение прав и обязанностей органами опеки и попечительства в части контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в части исполнения ими обязанностей опекуна или попечителя по завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими возраста 18 лет;

– реализацию полномочий органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования;

– соблюдение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в общеобразовательной школе-интернате;

– соблюдение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся воспитанниками детского дома семейного типа, в части получения ими справки о пребывании в данном учреждении и перечня документов согласно п. 9, 11 Правил организации детского дома семейного типа, утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 195;

– соблюдение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (наличие в образовательном учреждении службы социальных педагогов; получение выпускниками документа государственного образца об уровне образования и (или) квалификации или свидетельство об окончании этого коррекционного учреждения);

– соблюдение прав несовершеннолетних с девиантным (общественноопасным) поведением, определенных по решению суда в специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку, наличие службы социальных педагогов, службы психологов, получение выпускниками документов об образовании и (или) квалификации по профессии (специальности) либо справки установленного образца, соблюдение прав воспитанников на получение юридической консультации за счет средств учреждения;

– соблюдение прав обучающихся в соответствии со ст. 16, 19 Закона РФ "Об образовании" (порядок поступления в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц в возрасте до 23 лет из указанной категории детей и детей-инвалидов; порядок исключения из образовательного учреждения);

– выполнение органами системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", в том числе использование указанными органами своего права на обращение в установленном законодательством РФ порядке в суд с иском о возмещении вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда;

– выполнение комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав своих полномочий по защите прав несовершеннолетних, организацию ими работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, устройство и охрану прав несовершеннолетних, координацию усилий государственных органов и общественных организаций по указанным вопросам, рассмотрение дел о правонарушениях несовершеннолетних и осуществление контроля за условиями содержания и проведением воспитательной работы с несовершеннолетними в учреждениях МВД России и специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждениях;

– выполнение социальными службами органов социальной защиты населения субъектов РФ и социальными службами органов местного самоуправления своих обязанностей по защите прав несовершеннолетних в соответствии с федеральным законодательством;

– выполнение специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационными центрами, социальными приютами для детей, центрами помощи детям, оставшимся без попечения родителей) своих обязанностей по защите прав несовершеннолетних в соответствии с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 № 896 "Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации";

– соблюдение прав несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, выполнение администрацией воспитательной колонии обязанностей по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных в соответствии со ст. 180–182 УИК;

– выполнение уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства условно осужденных обязанностей по контролю за поведением условно осужденных в течение испытательного срока в соответствии со ст. 187 УИК.