Надзор за исполнением законодательства, направленного на поддержку детей при раздельном проживании родителей

Необходимо принимать во внимание, что координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства, а также семейное и жилищное законодательство (п. "ж" и "к" ст. 72 Конституции РФ) находятся в совместном ведении России и ее субъектов. В качестве подлежащих изучению нормативных источников можно назвать часть первую ГК, ЖК и СК, Федеральные законы от 19.05.1995 № 81 -ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "О государственной социальной помощи", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "Об опеке и попечительстве", нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы семейного и жилищного права.

Следует учитывать, что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних (п. 3 ст. I СК).

К проведению проверок целесообразно привлекать специалистов территориальных органов и учреждений Минздрава России, Росздравнадзора, Минобрнауки России, Рособрнадзора, Минфина России.

При проверке в органах опеки и попечительства обычно обращается внимание на следующие вопросы: 1

– выявление и учет несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

– установление, осуществление и прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами;

– освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

– выдача разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

– заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных;

– представление законных интересов несовершеннолетних граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству РФ и (или) законодательству субъектов РФ или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

– оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества;

– обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных;

– осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

– контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, прокурорами проверяется:

– осуществляют ли образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ, полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах (ч. 4 ст. 6 Федерального закона "Об опеке и попечительстве");

– соблюдается ли органами опеки и попечительства порядок определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями (ст. 10 Закона);

– имеющиеся нарушения прав несовершеннолетних родителей (ст. 62 СК);

– исполняются ли требования п. 2 ст. 36 ГК о том, что опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными (раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного), а также о том, что опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства;

– соблюдаются ли имущественные права несовершеннолетних подопечных, осуществляется ли охрана их имущества (гл. 4 Федерального закона "Об опеке и попечительстве"). В связи с этим проверяется законность распоряжения имуществом несовершеннолетнего;

– исполняются ли требования закона о том, что опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками (п. 3 ст. 37 ГК);

– имеются ли нарушения имущественных прав ребенка (ст. 60 СК). Расходуются ли суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий и поступающие в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих), не на ОГЛАВЛЕНИЕ, воспитание и образование ребенка. Следует учитывать, что ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, а родители не имеют права собственности на имущество ребенка;

– имеются ли нарушения требований законодательства об алиментных обязательствах родителей и детей (гл. 13 СК);

– соблюдаются ли жилищные права детей, в том числе при разводе родителей и при их раздельном проживании. В связи с этим следует проверить соблюдение прав детей при исполнении требований п. 4 ст. 292 ГК, ст. 31 ЖК.

При проверке соблюдения прав несовершеннолетних при расторжении брака родителей или их раздельном проживании надлежит:

– изучить и проанализировать с точки зрения осуществления прав и интересов ребенка гражданские дела о передаче ребенка на воспитание другому родителю, соответствующие материалы в органах опеки и попечительства;

– в органах записи актов гражданского состояния проверить, производилось ли расторжение брака при наличии у супругов несовершеннолетних детей. При этом следует учитывать, что расторжение брака производится в судебном порядке при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 19 СК, или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака (п. 1 ст. 21 СК);

– при изучении гражданских дел в суде установить случаи отступления от начала равенства долей супругов при разделе общего имущества супругов в их общем имуществе, исходя из интересов несовершеннолетних детей (ст. 39 СК);

– выяснить, реализуется ли и каким образом право ребенка на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками (ст. 55 СК); реализуется ли и каким образом право ребенка на общение с каждым из родителей в случае раздельного проживания родителей. При этом ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах;

– установить, имеются ли нарушения прав ребенка на защиту своих прав и законных интересов;

– изучить факты самостоятельного осуществления права на защиту несовершеннолетним, признанным в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия;

– установить, осуществляется ли право ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих);

– установить, реализуется ли право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (ст. 57 СК);

– проверить законность выдачи разрешения органами опеки и попечительства на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со ст. 36 ГК (п. 9 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "Об опеке и попечительстве").

Наиболее эффективной мерой реагирования в рамках рассмотренного направления надзора является обращение прокурора с иском (заявлением) в суд.