Лекция 6. Надежность, устойчивость и динамичность цепей поставок

По итогам изучения главы 6 студент должен:

знать

понятие и причины возникновения эффекта хлыста в цепях поставок;

• взаимосвязь причин образования эффекта хлыста: эффекты Форрестера, Барбиджа, Халигана;

• негативные последствия эффекта хлыста в цепи поставок и способы его элиминирования;

• определение понятий "устойчивость" и "надежность" цепей поставок;

• влияние устойчивости на результаты функционирования цепи поставок;

• понятие гибкости цепи поставок;

• принципы динамичности цепи поставок;

уметь

• определять количественные параметры надежности и устойчивости цепей поставок;

владеть

методикой построения гибкой и динамичной цепи поставок.

Эффект хлыста в цепях поставок и проблема устойчивости

Суть и причины эффекта хлыста

В традиционном бизнесе управление запасами дезинтегрировано, т.е. каждая компания контролирует уровень и расход только своих запасов и на этой основе размещает заказы на закупку/производство. Каждый контрагент цепи поставок, основываясь на данных о текущем уровне только собственных запасов и на данных о заказах клиентов, пытается настроить систему управления запасами таким образом, чтобы обеспечить нормативную рентабельность и желаемый уровень сервиса своим клиентам (локальная оптимизация). Прогнозируя будущее потребление своих запасов, каждый участник цепи поставок основывается на данных о размещенных за определенный период заказах клиентов, при этом не учитывает их природу. Не понимая природу заказов и не обладая оперативной информацией об их расходе (продажах), поставщик не может точно объяснить те или иные колебаний спроса, в результате чего рождается так называемая культура догадок (double-guessing culture), которая является первоочередной причиной роста колебаний заказов вверх по цепи поставок, т.е. возникновения так называемого эффекта хлыста (рис. 6.1).

Эффект хлыста (bullwhip effect) – это относительно новый термин, впервые системно использованный по отношению к УЦП вработах Х. Л. Ли [168,169]. Данный эффект заключается в ситуации, когда заказы, получаемые поставщиком от покупателя, имеют более выраженные колебания, чем продажи покупателя его клиентам. Далее эти отклонения с нарастанием (в форме волны) распространяются вверх по цепи поставки до ее начального звена, тем самым уменьшая устойчивость цепи поставок по отношению к оптимальному уровню запасов (рис. 6.2) [130].

Трактовка устойчивости цепи поставок по отношению к имеющимся у различных контрагентов цепи объемам запа-

Рис. 6.1. Рост колебаний заказов по мере их продвижения вверх по цепи поставок

Рис. 6.2. Эффект хлыста в цепи поставок

сов заключается в поддержании баланса общего уровня запасов в стоимостном выражении (с позиций оптимизации оборотного капитала) и приемлемого уровня клиентского сервиса (требуемый ассортимент/номенклатура и обеспечение доступности запасов) в цепи поставок. По отношению к ситуации, изображенной на рис. 6.1, уместна также кибернетическая аналогия с устойчивостью технических систем, когда небольшие колебания внешних факторов на входе системы могут вызвать резонансные автоколебания отслеживаемых (управляемых) параметров системы и вывести ее из равновесного состояния (заданной настройки) [3].

Существует четыре причины возникновения эффекта хлыста: отклонения от плановых сроков и объемов производства и поставок, неправильная интерпретация сигналов спроса, колебания цен, произвольное увеличение размеров партий поставок. Взаимосвязь указанных причин изображена на рис. 6.3 [130].

Рассмотрим далее указанные причины.