Начальное образование

Начальная школа в России в XIX в. являлась многотиповой. В стране действовало несколько десятков типов начальных учебных заведений, имевших различные уставы и программы, уровень преподавания и образовательный ценз учителей, ведомственную принадлежность.

В "Предварительных правилах народного просвещения" (1803), а затем и в "Уставе учебных заведений, подведомых университетам" (1804) говорилось об учреждении приходских и уездных училищ.

Приходские училища предполагали начальный уровень образования со сроком обучения один год, они открывались по одному па приход в каждом городе или селении. В программу обучения приходских училищ входили Закон Божий, чтение, письмо, первые действия арифметики, а также чтение некоторых разделов из книги "О должностях человека и гражданина". В приходские училища принимались дети всякого состояния, "без разбору пола и лета", разрешалось принимать и девочек.

Уездные училища открывались в уездных и губернских городах, имели срок обучения два года и давали углубленную подготовку детям, закончившим приходские училища. Организованные ранее в ходе реформы конца XVIII в. малые народные училища преобразовывались в уездные. ОГЛАВЛЕНИЕ образования в уездных училищах было представлено Законом Божьим, изучением книги "О должностях человека и гражданина", российской грамматикой, всеобщей и русской географией, всеобщей и русской историей, арифметикой, основами геометрии, физики и естественной истории, начальными знаниями технологии, относящимися к хозяйству края и его промышленности, рисованием.

По "Уставу гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов" (1828), приходские училища должны были обучать преимущественно крестьян, мещан и промышленников низшего класса; уездные – купечество и унтер-офицерских детей. Срок обучения в них был рассчитан на три года. В их учебный план входили Закон Божий, священная история, русский язык, арифметика, геометрия, география, сокращенный курс всеобщей и русской истории, чистописание, черчение, рисование.

С начала 1830-х гг. в селениях, где жили государственные и удельные крестьяне, создавались начальные школы. Их задачей стало обучение крестьянских детей грамоте и подготовка писарей и счетных работников для учреждений, которые управляли крестьянами. В этих школах большое внимание уделялось грамоте и устному счету. Школы существовали за счет общественных сборов с крестьян. К 1858 г. их было создано 2975. Школами для государственных крестьян занимался Ученый комитет Министерства государственных имуществ.

Обучение детей крепостных крестьян целиком зависело от лиц, которым принадлежали их отцы и матери. Если помещик хотел, он устраивал школу для детей своих крепостных. Во многих дворянских усадьбах стали создаваться школы для крестьянских детей (в имениях князя В. В. Измайлова (1805), князя А. А. Ширинского-Шихматова (1818), князя С. Г. Волконского (1856), графа Μ. Н. Муравьева (1839) и др.).

Крестьянская сельская школа, которую посетил император Александр Николаевич с императрицей. Гравюра. 1870 г.

С 60-х гг. XIX в. начальное образование изменяется: появляются новые типы школ, преобразуются существующие, устанавливается контроль за ними, назначаются лица, обязанные заниматься народной школой. В 1864 г. было утверждено "Положение о начальных народных училищах", в котором к начальному образованию были отнесены элементарные школы всех ведомств, городские и сельские школы, содержавшиеся за счет казны, обществ и частных лиц. В начальных школах преподавались Закон Божий, чтение по книгам гражданской и церковной печати, письмо, четыре арифметических действия и, где возможно, церковное пение. Все начальные народные училища, находившиеся ранее в ведении различных министерств, были подчинены Министерству народного просвещения. По "Положению о земских учреждениях" (1864), земства могли открывать начальные школы и содержать их. За первые десять лет своего существования земства создали значительную сеть начальных сельских школ. Земские школы относились к числу министерских и официально именовались "начальными народными училищами" в тех губерниях, на которые распространялось действие "Положения о земских учреждениях". При некоторых школах организовывались ремесленные классы, разводились питомники, пчельники, практиковалось земледелие, организовывались низшие сельскохозяйственные школы и практические фермы. Общее наблюдение за ходом и направлением первоначального обучения в губернии было предоставлено губернатору. К 1870 г. начальных школ всех видов было 17,7 тыс., в них обучалось около 600 тыс. учащихся.

В 70-х гг. XIX в. появились так называемые образцовые министерские начальные школы, одноклассные (три года обучения) и двухклассные (пять лет обучения) с продолжительностью учебного года нс менее шести мсс. Важнейшим условием их открытия в той или иной местности являлось обязательство местных земств, сельских обществ, частных лиц или иных учредителей обеспечить училище участком земли – не менее одной десятины, прислугой (сторожем), устроить или нанять помещение для учителей, выделять средства на учебные пособия и принадлежности. Школы являлись министерскими, т.е. подчинялись дирекции и инспекторам народных училищ. Обязательными предметами преподавания в начальных школах являлись Закон Божий, церковно-славянская грамота, русский язык, чистописание, арифметика в одноклассных училищах, в двухклассных добавлялись история, география, естествоведение, церковное пение, черчение. Иногда могли вводиться дополнительные занятия по гимнастике, ремеслам и мастерству для мальчиков и рукоделию для девочек.

Основным типом начальных учебных заведений в городах были городские училища, которые, по "Положению о городских училищах" (1872), могли открываться не только правительством, но и земствами, городскими обществами, сословными учреждениями и частными лицами. Они находились в ведении попечителей учебных округов и осуществляли свою деятельность под руководством инспекторов народных училищ. Целью городских училищ, как она определялась в "Положении", было обеспечение детям всех сословий начального умственного и религиозно-нравственного образования.

С введением "Положения о начальных народных училищах" (1874) в них была определена структура, учебный план и уровень преподавания. Согласно Положению к начальным народным училищам относились церковно-приходские училища, открываемые православным духовенством; приходские училища, содержимые за счет местных обществ, казны и пожертвований частных лиц; народные училища, учреждаемые частными лицами разного звания; воскресные школы для лиц ремесленного и рабочего сословия. В Положении были определены предметы учебного курса начальных народных училищ; Закон Божий и священная история, чтение но книгам гражданской и церковной печати, письмо, первые четыре действия арифметики и по возможности церковное пение.