Начала маржинализма. Австрийская школа в экономической теории

Наиболее ранняя маржиналистская школа сформировалась в Австрии, и поэтому она была названа австрийской школой. Австрийская школа, пожалуй, без всяких оговорок может быть названа школой. Она имела, безусловно признанного лидера, сформулировавшего основные положения маржиналистской теории и последователей, разделявших и развивавших идеи лидера.

Возникла эта школа на кафедре Венского университета, которую долгие годы возглавлял основатель австрийской школы – Карл Менгер. Основными представителями австрийской школы помимо Менгера были его последователи Ф. Визер и Е. Бём-Баверк.

Если сравнивать ее с другими школами маржинализма, а именно с лозаннской и кембриджской (англо-американской), то она оказалась идейно наиболее сплоченной и поэтому самой долговечной.

К характерным особенностям австрийской школы относятся некоторые оригинальные черты.

Во-первых, это последовательный монический субъективизм, который предполагал, что все категории экономической теории выводятся только из отношения индивидуума к некоторому благу, через его субъективные ожидания, предпочтения и опыт. По мнению Менгера, любое благо только тогда имеет ценность, когда к нему есть какое-то отношение экономического субъекта. Например, издержки производства у австрийцев понимаются как упущенная польза от возможного альтернативного выбора, отвергнутого потребителем.

Во-вторых, экономический субъект у австрийцев не является априори застрахованным от возможных ошибок, возникающих в процессе экономического выбора. Эти ошибки у австрийцев играют свою конструктивную роль при определении рыночной цены блага.

В-третьих, в австрийской школе делается особый упор на неопределенности будущего и возможных в силу этого неверно принятых решений.

В-четвертых, австрийская школа преднамеренно отказалась от использования математических методов в экономической теории. Это было обусловлено тем, что применение математики требует принятия определенных допущений для построения экономико-математических моделей. Например, чтобы функция была дифференцируемой, требуются: бесконечная делимость исследуемого блага, наличие касательной к кривой функции, а также выпуклость кривой, дабы производная в каждой точке была конечной. Эти допущения соответствуют математической логике, но не экономической действительности и поэтому австрийцы не посчитали возможным далеко отходить от реальной действительности, принимая такие допущения.

В-пятых, австрийской школе присущ методологический субъективизм, выражающийся в том, что все экономические вопросы рассматриваются ими "глазами" отдельного человека, т.е. на микроуровне.

В-шестых, с методологической точки зрения австрийская школа тяготеет к казуальному методу, предполагающему поиск причинно-следственных связей в экономических явлениях. В этом плане австрийцы существенно отличаются от других маржиналистов, которые использовали в основном функциональный метод исследования.

В-седьмых, представители австрийской школы не использовали ключевую идею маржинализма – концепцию равновесия. В произведениях Менгера и других авторов австрийской школы нет рас- суждений ни об общем, ни о частичном равновесии.

В-восьмых, важную роль в австрийской экономической теории занимает исследование фактора времени. Этим австрийский подход существенно отличается от других маржиналистских концепций, которые игнорировали временной аспект, что делало их теории статичными. В силу того, что австрийцами рассматривался фактор времени и неопределенность будущего, их "атомарный человек" совершал ошибки, из-за которых установление равновесия было невозможным.

Карл Менгер (1840–1921) родился в Галиции, находившейся в то время в составе Австрийской империи, в семье, члены которой из поколения в поколение находились на гражданской или военной службе. Менгер изучал юриспруденцию в Пражском и Венском университетах. Изучением экономической теории он занялся в 1867 г. В дальнейшем он работал журналистом и затем экономическим обозревателем при австрийском правительствен Вене. В 1871 г. Менгер опубликовал работу "Основания политической экономии", которая послужила основанием для занятия должности приват-доцента в Венском университете. Это произведение является основной книгой в австрийской школе экономической теории. Его последователи Ф. Визер, О. Бём-Баверк раскрывали в основном только те положения теории Менгера, которые в той или иной степени были у него отражены. Учителей у Менгера не было, так как в немецких и австрийских университетах в то время господствовала немецкая историческая школа, негативно относившаяся не столько к идеям маржинализма, сколько к методам. Перу Менгера принадлежит немного произведений и к наиболее значимым из них можно отнести также "Исследование о методе общественных наук и особенно политической экономии" (1883).

Спустя два года после прихода в Венский университет Менгер получает звание профессора (1873) и спустя шесть лет возглавляет кафедру политической экономии. В целом он преподавал в университете в течение 30 лет, вплоть до 1903 г. Менгер был очень хорошим преподавателем, популярным среди студентов. Конспекты его лекций "пользовались спросом" спустя 20 лет после его отставки.

Экономические взгляды К. Менгера изложены в его основном труде "Основание политической экономии". Менгер очень тщательно готовил свою книгу к изданию. Им была четко выделена главная идея, чтобы сразу была понятна основная мысль автора. Проблемы последовательно рассматривались, и исследование завершалось выводом, вытекавшим из общего хода рассуждений ученого. Для исключения двусмысленного толкования Менгер скрупулезно исследовал такие понятия, как "цена", "стоимость", "потребности", "деньги" и др. Однако основную роль в его книге сыграл принцип предельной полезности.

Исходным пунктом исследования, как считал Менгер, являются потребности людей. Они появляются в результате приспособления человека к окружающей материальной среде. Если не возникает приспособления к окружающей среде, то возникают беспокойство и неопределенность. Чувство беспокойства достигает различной степени интенсивности, что в конечном счете порождает новые потребности, необходимые для восстановления равновесия между человеком и окружающей средой. В итоге Менгер определял потребности как форму неудовлетворенных желаний или ощущений, проистекающих от нарушения физиологического равновесия. Потребности должны быть осознаны, а не инстинктивны, хотя некоторые из них могут порождаться привычками и стереотипами, но от этого они не становятся менее осознанными.

Важным для определения субъективной теории ценности в концепции Менгера является учение о благе. Менгер определяет благо как предмет, удовлетворяющий определенную человеческую потребность. Для того чтобы предмет стал благом, он должен отвечать ряду условий, а именно: 1) человеческая потребность; 2) свойство предмета, позволяющее ему удовлетворять потребности; 3) понимание человеком того, что предмет нужен ему; 4) возможность распоряжаться предметом для удовлетворения потребностей. Если выполняются все четыре условия, то предмет становится благом, но если хотя бы одно не выполняется, то предмет не может быть благом. Тем самым автор подчеркивает субъективный характер благ. Например, человек может ошибочно приписывать предмету способность удовлетворять его потребности и поэтому признавать его за благо (воображаемое благо).

Отличительной чертой теории Менгера, как и всей австрийской школы, является разделение всех благ на блага первого порядка, непосредственно удовлетворяющие человеческие потребности, и блага высших порядков (второго, третьего и т.д.). Последние служат для производства благ первого порядка и удовлетворяют человеческие потребности опосредованно, т.е. косвенно. Средство производства может быть благом и обладать ценностью только тогда, когда имеется полная комбинация комплементарных (взаимодополняющих) благ данного порядка, достаточных для производства полезного продукта – блага низшего порядка. Наделение благ высшего порядка свойством удовлетворять потребности людей, стало исходным пунктом теории вменения, согласно которой потребительские блага наделяют стоимостью производственные блага, участвующие в их изготовлении.

Менгер приводит гипотетический пример, когда почему- либо исчезает потребность в благе первого порядка (например, в табаке), в результате все плантации, станки, рабочие руки, необходимые для его производства, перестают быть благами. Подобное будет происходить, если исчезает одно из комплементарных производительных благ. Вектор передачи ценности направлен от потребительских благ к производительным, а не наоборот, как у авторов классической школы. Особо Менгер подчеркивает также, что процесс преобразования благ высшего порядка в блага, непосредственно удовлетворяющие человеческие потребности, требует времени, что порождает неопределенность. "Большая или меньшая степень неуверенности в предвидении качества и количества продукта, находящегося в распоряжении людей через посредство обладания нужными для его производства благами высшего порядка, зависит от более или менее полного познания элементов казуального процесса, состоящих в причинной связи с производством благ, и от более или менее полного подчинения их распоряжению людей"[1]. Именно в работе Менгера берет начало исследование феноменов неопределенности, ожиданий и ошибок как в рамках австрийской школы, так и других направлений экономической мысли.

Затем Менгер дает определение хозяйственных (экономических) благ, потребность в которых превышает доступное в данный период их количество. Именно в этом случае человек делает экономический выбор между потребностями, подлежащими удовлетворению, и потребностями, которые он решает оставить неудовлетворенными, а также наиболее целесообразным способом употребляет имеющиеся у него блага. Существование экономических благ у Менгера является необходимым условием для существования отношений распределения и собственности.

Кроме экономических благ существуют и неэкономические блага, к которым ученый относит блага, доступное количество которых в данных период превышает потребность в них. Эти блага находятся в изобилии и, соответственно, не требуют существования отношений распределения и собственности. В работе Менгер подробно описывает возможности и закономерности перехода экономических благ в неэкономические, и наоборот. Эти изменения объясняются такими динамическими факторами, как рост населения, изменение вкусов потребителей, истощение ресурсов, появление у отдельных товаров новых свойств, позволяющих удовлетворять другие потребности. Однако в любом случае вопрос о том, относится ли данное благо к экономическим, определяется соотношением между его наличным предложением и количеством, нужным для удовлетворения потребностей.