Наблюдение как вмешательство в социальную действительность

Роль журналиста, влияющего на социальные процессы и воздействующего на социальные изменения, может подвергаться анализу с позиций методологического подхода Action research, который в настоящее время используется в теории и практике социологических исследований. Action research (AR) определяется как семейство научно-практических методологий, которые на равных основаниях используют методы научного познания (опрос, наблюдение, экспертизу и др.) и активного вмешательства в объект изучения (изменения, преобразования, улучшения)[1].

Философские основания, теоретико-методологические истоки идеи AR можно найти у Аристотеля (учение о праксисе как единстве познавательной и преобразующей деятельности), у Людвига Фейербаха (идея о преобразовательной роли философии), у Карла Маркса и Фридриха Энгельса (о материальной силе идей, овладевших массами), у Джона Дьюи (прагматическая философия). Родоначальником этого метода считают[2] американского психолога Курта Левина, который изложил суть подхода AR фразой: "Если вы хотите знать, каковы вещи на самом деле, попытайтесь изменить их". Он исследовал национальные и расовые меньшинства в США (евреев и чернокожих) и создал методологию, которая применяется при изучении традиционного общества в странах третьего мира[3]. Левин также изучал проблемы лидерского стиля (авторитарного и демократического) в малых группах. Подобные идеи исследования через вмешательство высказывал также Дж. Морено, который рассматривал исследовательский процесс в качестве составной части социального движения[4].

Таким образом, AR обозначает особый исследовательский подход, посредством которого не только создается новое знание о социальной действительности, но и делается попытка одновременно изменить ее. Основные сферы возможного применения данной методологии – это социальное управление и социальная инженерия, в том числе и с использованием СМИ в качестве инструмента, и с участием журналистов как равноправных субъектов управления, самоуправления и контроля. К. Левин утверждал, что осознание и изменение социальных условий возможно лишь в том случае, если на всех этапах реализации проектов в работе будут участвовать практики, хорошо знающие социальную жизнь. В их числе могут быть и журналисты, тем более что в силу особенностей своей профессии они, как никто другой, включены в социальную жизнь на самых разных уровнях и работают в условиях взаимодействия с различными социальными группами. Три основных профиля журналистской деятельности – познавательный, коммуникативный и (что наиболее важно в данном случае) преобразовательный – выделяют в работе "Печать и этнос" П. Н. Киричек и П. Ф. Потапов[5].

Осуществление подобной практики вмешательства предполагает постановку социально значимых целей изменения и осознание журналистом ответственности за последствия своей деятельности. Примером отсутствия такого понимания является практика так называемой гонзо-журналистики (от англ, gonzo – чокнутая, рехнувшаяся). Это направление характеризуется субъективным стилем повествования, ведущегося от первого лица, выступлением журналиста в качестве непосредственного участника описываемых событий, использованием личного опыта и эмоций для того, чтобы подчеркнуть их основной смысл. Термин "гонзо-журналистика" появился на рубеже 1960–1970-х гг. в связи с деятельностью американского журналиста Хантера Томпсона (редакции The Rolling Stone, Scanlan's Monthly и др.), ярко демонстрировавшего собственный аморализм и тем самым эпатировавшего публику.

Для эффективной профессиональной деятельности журналиста большое значение имеют особенности сознания, позволяющие оперировать источниками формирования его исследовательских гипотез. Наличие и проявление данных особенностей говорит о степени журналистского проникновения в ситуацию взаимодействия. К их числу относятся следующие.

1. Личный жизненный опыт журналиста, его обыденные контакты с социальным окружением, обусловленные его профессиональной ролью. Журналистская профессия предполагает становление карьеры через прохождение множества зон социального наблюдения и общения. Это и места прохождения профессиональных практик в процессе обучения, и сферы разнообразных редакционных заданий, и области, в которых происходит становление его тематической специализации.

2. Мнения, источниками которых являются средства массовой информации. В журналистике, как ни в какой другой профессии, присутствует медиацентризм, который проявляется как создание устойчивой системы социальных представлений под воздействием средств массовой информации (в том числе представителей профессиональной референтной группы лидеров мнений).

3. Расхожие мнения, источником которой является социальная среда (субкультура), к которой принадлежит журналист.

4. Мировоззренческие философские идеи и установки, усвоенные в процессе обучения. Следует отметить, что идеи и установки могут различаться в зависимости от полученного журналистом образования. Разнообразие научных школ и подходов, существующих в науке о журналистике и науках об обществе, разные традиции и методики обучения приводят к дифференциации в мировоззренческих идеях и установках дипломированных специалистов. Кроме того, далеко не всегда в редакциях работают люди, имеющие профессиональное журналистское образование.

5. "Интуиция" исследователя. Психологические особенности его восприятия наблюдаемых явлений[6].

В литературе, посвященной методам сбора информации в социологических исследованиях, наряду с группами методов опросов, анализа документов и наблюдения нередко в отдельную группу выделяют эксперимент. Он представляет собой синтетический метод, объединяющий элементы интервью, наблюдения за контрольными и экспериментальными группами, анализа высказываний, аудио- и видеозаписей.

Эксперимент (от лат. expenmentum – проба, опыт) – метод сбора и анализа эмпирических данных, направленных на проверку гипотез относительно причинных связей между явлениями. Эта проверка производится путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий: он создает или изыскивает определенную ситуацию, приводит в действие гипотетическую причину и наблюдает за изменениями в ситуации, фиксирует их соответствие или несоответствие предположениям. Принципиальная особенность эксперимента состоит во вмешательстве исследователя в ситуацию. Автор сам становится источником внедрения новых переменных, он влияет на происходящие события и в данном смысле является исследователем, применяющим подход Action research.

В силу сложности организации эксперимента журналисты данный метод применяют редко и чаще используют материалы исследований психологов или социологов. Тем не менее такие случаи встречаются. В качестве примера использования экспериментального метода в деятельности СМИ можно привести телевизионное шоу "Что делать? С Михаилом Пореченковым" (телеканал "Перец"), Каждая программа представляет собой постановку спровоцированных ситуаций, реакция случайных свидетелей на них фиксируется скрытыми камерами.

Применение описанных в данной главе методов предполагает наличие особой целевой установки у журналиста, заключающейся в стремлении понять, описать и проанализировать социальные взаимодействия через призму судеб конкретных людей. Непосредственное общение журналистов с представителями иных, отличных от авторской, социальных групп и культур требует формирования адаптивных умений и навыков.

На личностном уровне социокультурная адаптация проявляется в четырех вариантах. Первый вариант поведения – "перебежчик", когда человек отбрасывает собственную культуру в пользу чужой. Для второго варианта – "шовиниста" – характерен обратный процесс. Третий тип – "маргинал" – колеблется между двумя культурами, испытывая внутриличностный ролевой конфликт и затруднения в определении собственной культурной идентичности. Четвертый вариант поведения – "посредник" – синтезирует взаимодействующие культуры и является их связующим звеном[7]. Такая посредническая роль является оптимальной для успешной журналистской деятельности в поликультурной, сложно структурированной социальной среде. Успешная адаптация означает не ассимиляцию в чужой культуре и не приспособление к новой среде путем отказа от собственной идентичности. Успех адаптации предполагает овладение богатствами одной культуры без ущерба для ценностей собственной.