"Набиды"

Из направлений, "перешагнувших" в повое, XX столетие, следует упомянуть группу "Наби" (франц. nabis - от древнееврейского - пророк) - Э. Бернара, П. Боннара, Ж. Э. Вюйара, М. Дени (их теоретика и вдохновителя) и др. В основном выученики Академии Жюльена, они отказались от академических путей под влиянием "символического синтетизма" живописи Гогена, с произведениями которого некоторые из них познакомились еще в совместной работе в Понт-Авене, а другие - на "Выставке синтетистов и импрессионистов" в кафе Вольпини в 1889 г. "Набиды", хотя и стремились к монументальности, как Гоген, оставались скорее в рамках нарядного орнаментального панно, блеклых, как у Пюви де Шаванна, тонов, напоминающих гобелены (М. Дени. "Священная роща", 1897), ритма локальных цветовых пятен, узора контурных линий, как в перегородчатой эмали или в раннем средневековом витраже.

Морис Дени. Священная роща. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

"Набиды" работали в разных видах и жанрах искусства: украшении интерьеров, исполнении эскизов для витражей, тканей, ковров, очень интенсивно - в театрально-декорационном искусстве, в графике, особенно афише. Интерес к театру и графике роднит "набидов" с русскими "мирискусниками", которые, кстати, также "перешагнули" в новое столетие, как и "Наби".

Пьер Боннар. Сумерки (Партия в крокет). Париж, Музей Орсэ

Представляется, что в группе "Наби" самым талантливым был Пьер Боннар (1867-1947), то ироничный и гротескныи, то нежный и поэтичный в своих сиренево-синих пейзажах Средиземного моря и бесчисленных "женщинах за туалетом", написанных обычно в изысканной серебристо-серой гамме.

Эдуард Вюйар. Дети. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Чувство религиозного мистицизма, христианский спиритуализм и интеллектуализм у некоторых из членов "Наби" (в основном, под влиянием книги Э. Шюре "Великие Посвященные") было лишь игрой в греческую, арабскую, древнееврейскую символику, нередко сочеталось с откровенной салонностью, всегда в итоге манерной и претенциозной (хотя и здесь есть большие удачи, вроде гравюр на дереве Ф. Валлотона или гобеленов П. Рансона).

"Набиды" приняли участие в формировании "Ар Нуво" (франц. art nouveau - новое искусство) - французского варианта модерна, того последнего художественного стиля рубежа веков, которым завершается длительный период развития европейской культуры.

Искусство модерна

Если говорить о модерне (франц. moderne - новейший, современный) как о целом историческом периоде в искусстве, то следует сказать, что он вмещает много стилей, течений и школ, объединяющим началом которых выступает противостояние их эклектике; некий, по меткому замечанию исследователя А. Русаковой, "поворот столетий" в искусстве. Если же иметь ввиду стиль "модерн", то время его сложения и существования недолго: приблизительно с середины 1880-х гг. до начала Первой мировой войны. Но это время усиливающегося кризиса системы всех ценностей: морально-этических, художественно-эстетических, научно-познавательных. Многие ищущие умы осознавали в это время исчерпанность плоских идей позитивизма с его безграничной верой в науку и "триумфальное шествие" прогресса.

Отсюда неоромантизм, ретроспективизм и изящное стилизаторство модерна, так стремившегося к синтезу всех методов, стилей, школ, приемов.

Модерн по-разному назывался в разных странах: флореальное направление - в Бельгии, где он родился в творчестве архитекторов Орта и Ван дер Вельде; Ар Нуво - во Франции (Э. Гимар, Э. Галле и др.), Сецессион - в Австрии (Густав Климт), "Школа искусства в Глазго" во главе с Чарлзом Макинтошем - в Шотландии, Либерти - в Италии, Югенд-стиль - в Германии и др.

В архитектуре модерн производит более целостное впечатление, чем в живописи, потому что, как верно замечено, "пронизан единым динамическим формообразующим началом". Хотя и здесь он породил так называемый каталонский модернизм Антонио Гауди, специфический северный модерн - в Скандинавии и России (Лидваль, Лялевич, Перетяткович, фон Гоген и др.). В декоративно-прикладном искусстве поражает разнообразие материалов, приемов их обработки - в ювелирных изделиях, стекле, ковроткачестве, керамике (Гимар, Тиффани, Лалик, Галле и многие другие) - это целая эпоха не только в чисто прикладном искусстве, но и в содружестве его с архитектурой.

При существовании в разных странах и соответственно лишь им присущих чертах художников модерна объединяет общее, хотя это общее и содержит в себе "соединение несоединимого": утонченный эстетизм, изысканность изобразительных средств, высокий профессионализм - в самых разных сферах, где, как правило, все делал один художник, от архитектурного проекта до дверной ручки и костюма для обитателей проектируемого жилища, выдерживая все в едином ансамбле (уже упоминавшийся Ван дер Велде) - и при этом неистребимое ощущение духовной и душевной усталости, опустошенности (недаром один из исследователей назвал этот стиль "вздохом умирающего столетия"), иронии, скепсиса, а иногда и откровенной пошлости: достаточно поставить рядом имена гениального Михаила Врубеля и Обри Бердслея, графика которого, несомненно, высокопрофессиональна и изысканна, но находится где-то на грани порнографии. В поисках "большого стиля" подчас утрачивалась та тонкая грань, которая отделяет высокое искусство от салонных эпигонских вариаций, присущих искусству массовому. Но это уже другая проблема, которой предстояло стать одной из главных проблем искусства следующего столетия.