Лекция 8. Зарубежная литература XIX в.

Данная тема, определяемая событиями, оказавшими существенное влияние на поступательный ход развития общества, хронологически охватывает период от Великой французской буржуазной революции 1789 г. до Парижской коммуны 1871 г. На социокультурную жизнь Европы значительное влияние оказали также завершение промышленного переворота в Англии и война за независимость в США, результаты которой продемонстрировали право народов на свободу, что проявилось в усилении революционного движения. Литературный XIX в. внес неоценимый вклад в сокровищницу всей мировой культуры.

В последствиях Французской революции и подготовившего ее Просвещения дало знать о себе разочарование ее сторонников, поверивших в идеалы просветителей. Новый общественный строй оказался злой карикатурой на них. Определяющей чертой духовной атмосферы в европейском обществе стала антибуржуазная, анитпросветительская реакция, имевшая вместе с тем различную социально-идеологическую устремленность (романтики, реалисты, социал-утописты и др.). Литературные движения в европейских культурах той поры - романтизм прежде всего - отражали эти настроения эпохи. Результатом осмысления итогов Французской революции в литературе и искусстве явилось утверждение в творчестве крупных художников темы утраченных иллюзий (конец XVIII в.).

Периодизация историко-литературного процесса XIX в. в европейских странах выглядит следующей: первый этап с 1789 по 1830 г., второй этап - 1830-1871 гг., который делится на два периода: 1830-1848 гг. и 1848-1871 гг. Стоит отметить, что универсальной эту и подобные периодизации считать нельзя, поскольку сложно установить четкие временные границы возникновения и угасания тех или иных направлений в искусстве и литературе.

Возникновение и развитие романтизма - нового направления с весьма широкой амплитудой проявления (от моды до философии и медицины) - связано с Великой французской буржуазной революцией 1789-1794 гг. Романтизм в широком смысле слова - художественный метод, в котором доминирующее значение имеет субъективная позиция писателя по отношению к изображаемым явлениям жизни, вплоть до "пересоздания" действительности.

Однако романтизм не представлял собой единого течения в литературе и искусстве. В нем различались две тенденции, противоположные друг другу в своей основе: "мировая скорбь" и "энтузиазм" романтиков (Н.Я. Берковский). Интерес представляют высказывания A.M. Горького об "активном" (революционном) и "пассивном" (реакционном) романтизме, о социальном значении каждого из них. Причиной возникновения пассивного романтизма стало неверие в социальный, политический, промышленный и научный прогресс, принесший новые контрасты и антагонизм, нивелировку и духовное опустошение личности, разочарование в обществе, которое постепенно разрасталось до "космического пессимизма". Принимая общечеловеческий, универсальный характер, они сопровождались настроениями безнадежности, отчаяния, "мировой скорби" ("болезнь века", свойственная героям А. Шатобриана, А. Мюссе, А. де Виньи, А. Ламартина, лирике Г. Гейне и др.).

Активному романтизму присуще чувство сопричастности к стремительно развивающемуся и обновляющемуся миру, чувство включенности в поток жизни, в мировой исторический процесс, ощущение скрытого богатства и беспредельных возможностей бытия. "Энтузиазм", основанный на вере во всемогущество свободного человеческого духа, по определению Н.Я. Берковского, - одна из характернейших особенностей романтического жизнеощущения.

Разочарованию в действительности, в возможностях цивилизации и прогресса полярно противополагается романтическая тяга к "бесконечному", к абсолютным и универсальным идеалам. Романтики мечтали не о частном усовершенствовании жизни, а о целостном разрешении всех ее противоречий. Разлад между идеалом и действительностью приобретает в романтизме необычайную остроту и напряженность, составляя сущность романтического двоемирия. При этом в творчестве одних романтиков преобладала мысль о господстве в жизни непостижимости и загадочных сил, о необходимости подчиняться судьбе (поэты английской "Озерной школы", Ф. Шатобриан, В.А. Жуковский), в творчестве других (Дж. Байрон, П.-Б. Шелли, А. Мицкевич, М.Ю. Лермонтов) преобладали настроения борьбы и протеста против мирового зла.

Ранний, наиболее характерный романтизм - немецкий - сформировался в канун нового века (1795-1799), существовал до 1820-х гг. а в 1830-х гг. почти сошел на нет. К началу XIX в. определяется романтизм и в Англии, а настоящий его подъем пришел позднее. Немецкий романтизм развивался школами (иенская, гейльдербергская, берлинская).

Литературный процесс с конца XVIII столетия до начала 1830-х гг. формировался под влиянием трех основных факторов: Великой французской буржуазной революции, раздробленности страны и освободительного движения 1809-1813 гг. Сложившаяся в Германии общественно-экономическая и политическая ситуация ограничивала для немцев сферу практической деятельности, поэтому вся интеллектуальная энергия нации сконцентрировалась в философско-эстетических исканиях и в художественном творчестве. В связи с этим и ранний немецкий романтизм получает ярко выраженный теоретический характер. Одна из особенностей литературного процесса в Германии заключается также и в том, что в пору возникновения романтизма оставались живы почти все выдающиеся немецкие писатели-просветители, поэтому авторитет и общеэстетическая значимость Просвещения сохраняли свое значение и в XIX в. Не менее важным явился и тот факт, что почти все значительные философские системы Германии на рубеже веков имели своим существенным компонентом вопросы эстетики. Одной из характерных особенностей эстетической программы ранних немецких романтиков выглядит ее тесная связь с немецкой классической философией.

Первый этап немецкого романтизма (со второй половины 1790-х гг. до 1806 г.) связан с творчеством иенской школы романтиков. Их эстетическая система характеризуется субъективным видением мира, стремлением уйти от изображения реальной конкретно-исторической действительности. Новалис, Л. Тик, Ф. Шлегель в центре художественного назначения поставили отдельную личность. В своих философских исканиях иенцы обратились к И. Канту, И.-Г. Фихте, Ф. Шеллингу. Ведущим теоретиком иенского романтизма становится Ф. Шлегель. В его программе отчетливо выразилось чувство историзма, в соответствии с которым возникновение романтической поэзии определяется им как новый этап в развитии литературного процесса. Существенной особенностью новой литературы Ф. Шлегель полагает ее универсальность, т.е. создание синкретического жанра литературы, который бы включал в себя не только все существующие литературные жанры, но и философию с риторикой. В "Алкейских фрагментах" Ф. Шлегель, полемизируя с просветительской эстетикой, утверждал принцип незаинтересованности искусства, отвергая мысль об искусстве как средстве нравственного воздействия на человека.

Второй этап развития немецкого романтизма (1806- 1815) связан с деятельностью гейдельбергской и берлинской школ, а также с творчеством Г. Клейста и Э.-Т.-А. Гофмана. После разгрома Пруссии (1806) французскими войсками философско-эстетические проблемы, волновавшие иенских романтиков, отходят на второй план. Романтизм второго периода отражает внимание к восприятию объективных явлений действительности. Одним из важнейших моментов, определяющих развитие литературного процесса, становится обращение к немецкой национальной традиции. А. фон Арним, К. Брентано, братья Гримм обращаются к изучению фольклора. Однако национальная ориентация иногда порождала националистические тенденции, идею своеобразной национально-патриархальной народности.

Особое место в истории немецкого романтизма принадлежит Эрнсту Теодору Амадею Гофману (1776-1822). Создавая свои произведения в драматический период немецкой истории, он весьма критически относился к филистерской

Германии. Сатирическими красками великий писатель-романтик обрисовывает затхлую придворную обстановку в небольших немецких княжествах и душную, гнетущую атмосферу бюрократизма и немецкого мещанства. В своих лучших произведениях - "Золотой горшок", "Крошка Цахес", "Житейские воззрения кота Мурра" и других - Гофман раскрылся как блестящий мастер сатиры. На противопоставлении мира "призраков и мечтаний" (В.Г. Белинский) реальной действительности создано большинство произведений Гофмана.

Третий период немецкого романтизма (1815-1830) определяется творчеством Г. Гейне, Ф. Гельдерлина, Ж.-П. Рихтера, А. Шамиссо, занимающих демократические позиции. Вместе с тем важно отметить, что наследие Гейне и Шамиссо включает в себя и определенные романтические тенденции.

Революция во Франции - праматерь романтизма. И романтики, хулившие впоследствии революцию, хотели они того или нет, были ее детищами. Романтизм был обобщенным отражением революции, а романтики выразили ее. Весьма часто "выразить" - более высокая задача, чем "изобразить". Романтики стремились к данной цели: выразить непрерывно, неутолимо творимую жизнь. Мир, по Ф.-В. Шеллингу, вечно созидает самого себя. Жизнь есть творчество, которое никогда ни на чем не успокаивается, не может иметь ни начала, ни конца. Романтизм - эпоха чрезвычайно напряженного культа музыки, которая по мнению романтиков больше всего способна передать творимую жизнь. В Германии XVII-XVIII вв. творили великие композиторы: Бах, Гендель и, наконец, - Моцарт. Романтиками были Вебер, Шуберт, Шуман.

Любимые темы и мотивы романтиков: ночь, сквозь которую бежит почтовая карета, и почтальон, который всю ночь гонит лошадей; дорога, которая не имеет конца; деревья и вечер с голубой далью, к которой едут и не могут приблизиться... Почтовая карета и почтовый рожок - любимый мотив, который переходит из стихотворения в стихотворение, из романа в роман, - важны не как вещи; смысл их - в особом движении жизни, связанной с ними. Даль тем хороша, что она никогда не овеществится и не приблизится. То, что она приближается, - иллюзия, которая рассеивается...

Романтики высоко ценили Гете, заложив основы его культа. А. Шлегель, мэтр иенских романтиков, писал, что Гете - это Поэзия на земле, заместитель Господа Бога на земле. Они (а за ними и англичане) создали культ Шекспира. Именно романтики заявили своим современникам, что Шекспир - поэт поэтов. Они очень многое сделали для интерпретации Шекспира (А. Шлегель). Лучшим романом мировой литературы они считали "Дон Кихот" Сервантеса, оценив в нем то, что они называли музыкальностью.

Романтикам был присущ юмор - как у Шекспира в "Двенадцатой ночи" или в "Много шума из ничего", у итальянского поэта и драматурга К. Гоцци. Юмор в их понимании - лишенный всякой назидательности смех как таковой, существующий только для того, чтобы посмеяться, а не осмеять, комедия "чистой радости". Романтический юмор - это игра, дерзкая забава, шутка. Такой юмор романтики находили и в комедиях Аристофана (А. Шлегель). Юмор присутствует в поэзии и прозе Г. Гейне, В. Гюго, Дж. Байрона и других.

Многие художественные открытия и достижения немецких романтиков (в частности, тема двойничества, кукла-автомат; волшебная сказка, мастерское использование гротеска и т.д.) стали достоянием мировой литературы.

Английский романтизм, возникший на рубеже XVIII- XIX вв., являлся кульминацией процесса, который происходил в литературе, искусстве, философии и эстетике Англии во второй половине XVIII в. Особенности ее общественно-политической жизни обусловили более длительное, чем в других культурах, существование романтического движения. Его начало связано с предромантизмом XVIII столетия, а завершающая стадия относится к концу XIX в. Такая протяженность во времени объясняется тем, что буржуазная революция произошла в Англии значительно раньше, чем в других европейских странах, - в XVII в. Разочарования в ее результатах, а также потрясения, порожденные аграрной революцией и промышленным переворотом XVIII столетия, стали мощным толчком для развития капитализма и сформировали истоки английского романтического движения. Как особое явление оно сложилось под воздействием Великой французской революции. Своеобразие английского романтизма определилось переходным характером эпохи, сменой феодального общества буржуазным, утверждением буржуазных отношений, решительно осуждаемых романтиками. В Англии, представлявшей собой страну капитализма со всеми вытекающими последствиями, романтизм с особой силой отразил отчуждение личности, разорванность сознания индивида, живущего в условиях переходного, неустойчивого времени, полного трагических противоречий.

Ранний английский романтизм связан с творчеством поэтов "Озерной школы" - У. Вордсворт, С.-Т. Колридж, Р. Саути. Вордсворт и Колридж выпустили сборник "Лирические баллады" (1798), а предисловие ко второму изданию этих баллад (1800) стало эстетическим манифестом английской романтической поэзии. Подвергая резкой критике поэзию классицизма, представители "Озерной школы" (The Lake School of poets) провозгласили новые принципы творчества. Они требовали от поэта изображения не великих исторических событий и крупных личностей, а повседневного быта простых людей. Лейкисты обратились к внутреннему миру человека, интересовались диалектикой его души. Одним из важнейших принципов романтической эстетики становится поэтическое воображение. В их творчестве возрождается интерес к фольклорным жанрам. В противовес универсальным классическим канонам поэты-лейкисты подчеркивают оригинальное, самобытное в английской литературе и шире - культуре.

Крупнейшим представителем западноевропейской и мировой поэзии является Джордж Гордон Ноэль Байрон (1788- 1824) - "Прометей XIX века" (В.Г. Белинский). Его поэзия породила такие понятия, как байронизм, байронический герой. В новаторской лироэпической поэме "Паломничество Чайльд Гарольда", в цикле "Восточных поэм" он изображает героя-индивидуалиста, чей пессимизм и разочарование отразили настроение целого поколения интеллигенции Западной Европы после Великой французской революции. В позднем творчестве Байрона - поэме "Беппо", романе в стихах "Дон Жуан" - отчетливо намечаются реалистические тенденции, стремление изобразить типические явления современной общественной жизни.

Эстетические принципы английского романтизма наиболее полно изложены в трактате Перси-Биши Шелли (1792-1822)

"Защита поэзии". Утверждая идею великого значения поэзии в истории человечества, он ставит вопрос о сущности поэтического творчества. Для него прекрасным является то, что находится в движении, в стремлении к идеалу. Обращаясь к наследию Гомера, Данте, Шекспира, Мильтона, он акцентирует внимание на историческом развитии искусства. Шелли утверждает связь этического и эстетического начал в поэзии и подчеркивает общественную роль искусства. В отличие от Байрона поэт тяготеет к изображению символических космических образов, посредством которых стремится осмыслить жизнь человечества ("Освобожденный Прометей" и другие произведения).

В историю литературы Вальтер Скотт (1771 -1832) вошел как родоначальник исторического романа нового времени. Он соединил изучение истории с ее философским осмыслением. Основные положения своей теории романа Скотт изложил в первой главе романа "Уэверли" (1814) и в предисловии к роману "Айвенго" (1820). Он выдвинул требование рассматривать историю с позиций современности, поднял вопрос о роли достоверности и воображения в излюбленном им жанре. В своих романах из истории Англии, Шотландии, Франции Скотт обратился к крупным историческим событиям, показал столкновение сил в различные эпохи: "Роб Рой", "Пуритане", "Ричард Львиное Сердце" и другие. Историзм его творчества сыграл важную роль в развитии реалистического романа XIX в.